Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 09.08.2000 N 478п2000 По смыслу закона убийство, совершенное при квалифицирующих признаках, предусмотренных двумя и более пунктами ч. 2 ст. 105 УК РФ, должно квалифицироваться по всем этим пунктам, однако наказание в таких случаях не должно назначаться по каждому пункту в отдельности; кроме того, действия одного из осужденных переквалифицированы с ч. 1 ст. 161 УК РФ на ч. 1 ст. 158 УК РФ, поскольку после убийства лица осужденный похитил его вещи, в связи с чем данные действия охватываются диспозицией ч. 1 ст. 158.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2000 г. N 478п2000

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Радченко В.И.

членов Президиума - Верина В.П., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Меркушова А.Е., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Верина В.П. на приговор Хабаровского краевого суда от 21 октября 1998 года, по которому

М., <...>, ранее не судим (судимость погашена),

осужден к лишению свободы: по ст. 105 ч. 2 п. “ж“ УК РФ на 12 лет, по ст. 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ УК РФ на 15 лет, по ст. 161
ч. 1 УК РФ на 1 год.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности совершенных преступлений с применением принципа частичного сложения наказаний окончательно М. назначено 22 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с исчислением срока наказания с 16 февраля 1998 года;

Р., <...>, ранее судим 21 октября 1997 года по ст. 158 ч. 2 п. “а“, с применением ст. 73 УК РФ на 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,

осужден к лишению свободы: по ст. 105 ч. 2 п. “ж“ УК РФ на 12 лет, по ст. 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ УК РФ на 15 лет.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности совершенных преступлений с применением принципа частичного сложения наказаний окончательно Р. назначено 22 года лишения свободы.

На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию присоединено частично неотбытое наказание по приговору от 21 октября 1997 года в виде 2 лет лишения свободы и окончательно Р. определено 24 года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания с 16 февраля 1998 года.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1999 года приговор изменен: наказание, назначенное Р. и М. на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, снижено каждому до 20 лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 70 УК РФ к этому наказанию Р. присоединено частично не отбытое им наказание по приговору Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 21 октября 1997 года и по совокупности приговоров назначено 22 года лишения
свободы в исправительной колонии строгого режима. В остальном приговор оставлен без изменения.

По тому же приговору осужден по ст. 316 УК РФ С., протест в отношении которого не принесен.

В протесте поставлен вопрос о переквалификации действий М. и Р. со ст. ст. 105 ч. 2 п. “ж“, 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ УК РФ на ст. 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ УК РФ с назначением каждому 15 лет лишения свободы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сидоренко Ю.И., заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., поддержавшего протест,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

М. и Р. осуждены за умышленное убийство группой лиц на почве личных неприязненных отношений Д. и за умышленное убийство А. по предварительному сговору группой лиц, с целью скрыть другое преступление, неоднократно.

Согласно приговору преступления совершены 15 февраля 1998 года в г. Комсомольске-на-Амуре при следующих обстоятельствах.

М., Р. и С., нетрезвые, в вагончике-бытовке на ул. Вагонной, д. 3 распивали спиртное с Д., А. и другими лицами.

Между М. и Д. возникла ссора из-за долга, в ходе которой М. совместно с Р. с целью убийства нанес Д. множество ударов кулаками и ногами по голове и туловищу, причинив телесные повреждения разной степени тяжести, а затем М. нанес Д. 12 ударов ножом в область лица и грудной клетки, а Р. ножом перерезал Д. шею.

Смерть потерпевшего Д. наступила на месте происшествия от обильной кровопотери, развившейся в результате совокупности проникающих ранений шеи и грудной клетки от совместных действий М. и Р.

После этого по предварительному сговору группой лиц, с целью скрыть совершенное убийство М. и Р. совершили
умышленное убийство А. М. нанес потерпевшему множественные удары кулаками и ногами по голове и туловищу и несколько ударов ножом в грудь, а Р. нанес потерпевшему несколько ударов ножом в шею.

В результате совместных действий М. и Р. наступила смерть потерпевшего на месте.

Кроме того, М. после убийства открыто похитил шубу и меховую шапку, принадлежащую Д., на сумму 250 рублей.

Президиум находит протест подлежащим удовлетворению.

Вина осужденных в совершении указанных действий материалами дела установлена.

Вместе с тем приговор и кассационное определение подлежат изменению по следующим основаниям.

По смыслу закона убийство, совершенное при квалифицирующих признаках, предусмотренных двумя и более пунктами ч. 2 ст. 105 УК РФ, должно квалифицироваться по всем этим пунктам, однако наказание в таких случаях не должно назначаться по каждому пункту в отдельности.

Из материалов дела усматривается, что суд, признав М. и Р. виновными в умышленном убийстве группой лиц потерпевшего Д., а также в умышленном убийстве потерпевшего А. группой лиц, по предварительному сговору и квалифицировав их действия по каждому из эпизодов п. “ж“ ч. 2 ст. 105 УК РФ, по каждому эпизоду назначил наказание в отдельности, а затем в соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ назначил наказание по совокупности совершенных преступлений, применив принцип частичного сложения наказаний.

По второму эпизоду, связанному с убийством А., суд квалифицировал действия осужденных по п. “н“ ч. 2 ст. 105 УК РФ, как умышленное убийство, совершенное неоднократно.

Подлежат изменению судебные решения и в части квалификации действий М. по завладению имуществом потерпевшего Д.

Как видно из дела, после убийства Д. М. похитил его шапку и шубу. Эти действия осужденного охватываются диспозицией ст. 158 ч. 1
УК РФ по которой и надлежит квалифицировать содеянное.

Вывод о том, что М. совершил открытое хищение чужого имущества, в приговоре суда не мотивирован

На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Хабаровского краевого суда от 21 октября 1998 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1999 года в отношении М. и Р. изменить: переквалифицировать их действия, связанные с убийством Д. и А., со ст. 105 ч. 2 п. “ж“ УК РФ, по эпизоду умышленного убийства Д., и со ст. 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ УК РФ, по эпизоду умышленного убийства А., на ст. 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ УК РФ, по которой каждому назначить 15 лет лишения свободы.

Переквалифицировать действия М. со ст. 161 ч. 1 УК РФ на ст. 158 ч. 1 УК РФ и назначить наказание в виде 1 года лишения свободы.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных ст. ст. 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ и 158 ч. 1 УК РФ, применив принцип частичного сложения наказаний, назначить М. 15 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Считать Р. осужденным по ст. 105 ч. 2 пп. “ж“, “к“, “н“ УК РФ.

На основании ст. 70 УК РФ к назначенному Р. наказанию присоединить частично неотбытое наказание по приговору Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 октября 1997 года и окончательно ему определить 17 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном судебные
решения оставить без изменения.

Председательствующий

В.И.РАДЧЕНКО