Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.98 N 865/98 Дело по иску налоговой инспекции о ликвидации общества за неоднократные нарушения Закона РФ “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием судом обстоятельств дела.
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 1998 г. No. 865/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.97 по делу No. А05-5005/97-325/8 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Государственная налоговая инспекция по Плесецкому району Архангельской области обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая фирма “Дубрава“ за неоднократные нарушения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.
Решением от 02.10.97 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 08.12.97 оставил решение без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить и ликвидировать общество с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая фирма “Дубрава“.
Президиум считает, что упомянутые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в названном пункте, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Статьей 6 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ предусмотрено право налоговых органов при повторном нарушении предприятием этого Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.
Учитывая, что Госналогинспекцией Плесецкого района иск о ликвидации юридического лица предъявлен на основании статьи 6 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, арбитражный суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении искового требования, сославшись на то, что налоговые органы вправе предъявлять иски о ликвидации юридического лица в случае грубого нарушения налогового законодательства.
Нельзя признать обоснованным и довод кассационной инстанции о том, что иск не подлежал удовлетворению в связи с невыполнением налоговым органом в полном объеме обязанностей, возложенных на него статьей 6 названного Закона, а именно: не представлено доказательств запрещения ответчику распоряжаться средствами на счетах в банках и фактической уплаты штрафов за допущенные нарушения Закона, так как в качестве основания для ликвидации юридического лица статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено наличие в деятельности предприятий фактов неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов.
Исходя из того, что исследование доказательств по делу, свидетельствующих о допущенных предприятием нарушений Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, арбитражным судом первой инстанции не проводилось, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.97 по делу No. А05-5005/97-325/8 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.97 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ