Решения и определения судов

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.1995 N 3135/94 О протесте председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на Постановление от 08.09.1994 по делу N 33-755у Московского городского арбитражного суда.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 1995 г. No. 3135/94

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, под председательством Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 08.09.94 по делу No. 33-755у Московского городского арбитражного суда.

Заслушав и обсудив доклад судьи и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, полагавшего необходимым протест отклонить, Президиум установил следующее.

Малое предприятие “Оберган“ обратилось в Московский городской арбитражный суд с иском
к Фонду имущества г. Москвы о признании недействительной сделки приватизации.

До принятия решения малое предприятие в порядке ст. 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменило предмет иска, предъявив следующие требования:

- признать недействительным протокол конкурсной комиссии по продаже пакета акций акционерного общества “Большевичка“ от 12.11.93 No. 2/19;

- признать победителем конкурса малое предприятие “Оберган“;

- обязать Фонд имущества г. Москвы заключить договор купли - продажи акций акционерного общества “Большевичка“ с малым предприятием.

Решением от 15.02.94 пункт 2 раздела 4 протокола от 12.11.93 No. 2/19 конкурсной комиссии признан недействительным, победителем конкурса объявлено малое предприятие “Оберган“. В отношении требования истца об обязании Фонда имущества г. Москвы заключить с ним договор купли - продажи иск оставлен без рассмотрения со ссылкой на то, что такой договор должен заключаться после вынесения решения арбитражным судом.

Постановлением от 31.03.94 кассационная коллегия изменила решение от 15.02.94. Пункт 2 раздела 4 протокола от 12.11.93 No. 2/19 конкурсной комиссии признан недействительным. В части требований о признании победителем конкурса малого предприятия “Оберган“ производство по делу прекращено по мотиву того, что данный вопрос не входит в компетенцию арбитражного суда. В остальной части решение оставлено без изменений.

Надзорная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 08.09.94 отклонила протест и. о. Первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором предлагалось решение арбитражного суда от 15.02.94 и постановление от 31.03.94 отменить и в иске отказать.

В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене всех состоявшихся решений и передаче дела на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению в части отмены всех состоявшихся по делу решений и
находит возможным принять решение по существу спора, отклонив исковые требования по следующим основаниям.

Согласно абзацу 5 пункта 5.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации по инвестиционному конкурсу (на инвестиционных торгах) продаются государственные и муниципальные предприятия, когда от покупателей требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соответствует критериям, установленным планом приватизации.

Для проведения единой государственной политики приватизации Госкомимущество России издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения этих нормативных актов и Государственной программы приватизации (пункт 2 статьи 4 Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“).

Госкомимуществом России 29.04.93 был утвержден план приватизации Московского промышленно - торгового швейного объединения “Большевичка“ и утверждены Условия проведения инвестиционного конкурса по продаже пакета акций акционерного общества открытого типа “Большевичка“.

Одним из условий проведения инвестиционного конкурса является обеспечение вложения инвестиций в АО “Большевичка“ и их использование в соответствии с инвестиционной программой.

Кроме того, в этих же Условиях содержится указание на то, что одним из критериев определения победителя конкурса является предложенная участниками цена пакета акций. Подобное условие не противоречит пункту 3 Примерного положения об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Согласно указанной норме под приватизацией государственных и муниципальных предприятий по конкурсу понимается приобретение гражданами, юридическими лицами, признаваемыми покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“, в частную собственность объектов приватизации, в том числе акций (пакетов акций), когда от
покупателей требуется вложение инвестиций в приватизируемое предприятие в соответствии с инвестиционной программой, предусмотренной планом приватизации, а также выполнение всех или нескольких определенных ниже условий:

- цена объекта приватизации, в том числе акций (пакетов акций);

- сохранение профиля, объема производства товаров, работ и услуг в течение от одного до двух лет;

- сохранение всех или определенного процента рабочих мест;

- требования по содержанию и использованию объектов социально - культурного назначения, входящих в имущественный комплекс объекта конкурса;

- запрещение определенных действий в отношении объекта конкурса.

Как усматривается из материалов дела, конкурсная комиссия до проведения инвестиционного конкурса изучила поданные заявителями документы.

Установлено, что малое предприятие “Оберган“ не выполнило ряд условий конкурса и не представило действительных гарантий по выполнению инвестиционной программы. По инвестиционной программе требовался суммарный объем инвестиций в 5 млн. долларов США, тогда как уставный капитал малого предприятия не позволял сделать вывод о том, что это предприятие действительно способно осуществить инвестиции в этих объемах и, таким образом, выполнить условия конкурса.

Согласно пункту 7 Примерного положения об инвестиционных конкурсах претендентом признается юридическое и физическое лицо, являющееся покупателем в соответствии со статьей 9 Закона о приватизации, представившее необходимые документы и выразившее согласие заключить сделку на предложенных конкурсных условиях.

В пункте 3 указанного Примерного положения назван примерный перечень условий инвестиционного конкурса.

Основными критериями являются объем и сроки инвестиций. Все остальные условия, в частности о цене пакета акций, являются дополнительными.

Таким образом, продавец - Фонд имущества г. Москвы - формально нарушил условия инвестиционного конкурса, утвержденные для данного предприятия Госкомимуществом Российской Федерации, но по существу принял правильное решение, исходя из смысла и духа законодательства об инвестиционных конкурсах, не допускающего
возможность использования в качестве главного критерия этого вида конкурса цену пакета акций.

При этих условиях оснований для признания недействительными результатов конкурса у суда не имелось.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 188, 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации удовлетворить.

Решение Московского городского арбитражного суда от 15.02.94, постановление от 31.03.94 по делу No. 33-755у и постановление коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 08.09.94 отменить.

В иске малому предприятию “Оберган“ отказать.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ