Решения и определения судов

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.05.1998 N 424/98 по делу N 96-СА-85 В удовлетворении исковых требований предприятия о признании частично недействительным решения налоговой инспекции о перечислении в бюджет недоимки по налогам и штрафов, а в Пенсионный фонд Российской Федерации - заниженной суммы оплаты труда, на которую не начислялись страховые взносы, штрафа, недоимки и пени за задержку перечисления взносов, отказано, поскольку предприятие являлось плательщиком страховых взносов.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 1998 г. No. 424/98

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 19.03.97, постановление апелляционной инстанции от 13.05.97 Арбитражного суда Новосибирской области по делу No. 96-СА-85 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.07.97 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Государственное авиационное предприятие “Центральное агентство воздушных сообщений города Новосибирска“ (далее - ГАП “ЦАВС“) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании недействительным пункта 3 решения Государственной налоговой инспекции по Железнодорожному району города Новосибирска от 07.06.96 No. ЛГ-07/1,
согласно которому истец должен перечислить в бюджет недоимку по налогам и штрафы, а в Пенсионный фонд Российской Федерации - заниженную сумму оплаты труда, на которую не начислялись страховые взносы, штраф в таком же размере, недоимку и пени за задержку перечисления взносов. Всего 511104100 рублей.

Кроме того, указанным решением налогового органа истец обязан перечислить в Фонд социального страхования Российской Федерации сумму оплаты труда, на которую не начислялись страховые взносы, штраф в таком же размере, страховые взносы и пени за задержку начисления этих взносов. Всего 394226500 рублей.

Решением суда от 12.09.96 признан недействительным пункт 3 решения налоговой инспекции в части перечисления заниженной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 51281200 рублей, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 9890000 рублей и штрафных санкций по ним. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.96 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 22.01.97 указанные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение.

В ходе нового рассмотрения дела истец уточнил требования и просил признать недействительным пункт 3 решения налоговой инспекции в части перечисления 551104100 рублей в Пенсионный фонд Российской Федерации и 394226500 рублей в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Решением от 19.03.97 исковые требования удовлетворены, акт налоговой инспекции признан недействительным в оспариваемой части.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.05.97 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 23.07.97 решение и постановление оставил без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в иске отказать.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая решение об удовлетворении иска,
суд исходил из того, что между ГАП “ЦАВС“ и Сибирским филиалом Российского страхового общества “Авиационный фонд единый страховой“ заключен договор о сотрудничестве по страхованию авиапассажиров от 21.02.94 No. 11/1-94, согласно которому предприятие не являлось работодателем и не должно уплачивать страховые взносы, поскольку оказывает страховому обществу только содействие в его деятельности по осуществлению добровольного страхования авиапассажиров.

Указанный вывод суда является ошибочным.

В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 No. 2122-1, Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.11.94 No. 258, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 No. 5357-1 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года“, плательщиком страховых взносов является работодатель.

Договор о сотрудничестве по страхованию авиапассажиров в данном случае заключен между юридическими лицами. Работники предприятия выполняли работу по страхованию авиапассажиров на своих рабочих местах, вознаграждение им за эту работу также начисляло и выплачивало предприятие. Данных о наличии трудовых отношений между работниками предприятия и страховым обществом в период с 01.07.94 по 31.12.95 в деле не имеется.

При таких обстоятельствах ГАП “ЦАВС“ выступало в качестве работодателя и, следовательно, должно было уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации с сумм вознаграждения, выплачиваемого своим работникам за указанный вид деятельности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение от 19.03.97, постановление апелляционной инстанции от 13.05.97 Арбитражного суда Новосибирской области по делу No. 96-СА-85 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.07.97 по тому же делу отменить.

В иске государственному авиационному предприятию “Центральное агентство воздушных сообщений города Новосибирска“ отказать.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.ЮКОВ