Решения и определения судов

Постановление президиума Красноярского краевого суда от 14.09.1992 Лица, не содействовавшие друг другу в изнасиловании потерпевшей путем применения к ней насилия, не несут ответственности за изнасилование, совершенное группой лиц.

ПРЕЗИДИУМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 1992 года

(извлечение)

Канским городским народным судом Красноярского края Морис и Лапо осуждены по ч. 3 ст. 117 УК. Они признаны виновными в изнасиловании несовершеннолетней, совершенной группой лиц, а Лапо также в изнасиловании, сопряженном с угрозой убийством.

31 августа 1990 г. около 20 час. Лапо, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на автобусной остановке г. Канска познакомился с несовершеннолетней К., 1974 г. рождения. До 22 час. Лапо и К. гуляли, после чего встретили знакомого Лапо - Мориса. Приобретя спиртное, Морис, Лапо и К. пришли в квартиру Лапо.

К. находилась в комнате, а Морис и Лапо на кухне распивали спиртное, после
чего Лапо зашел в комнату и, сев к К. на диван, стал предлагать ей совершить с ним половой акт, зная при этом, что потерпевшей 15 лет, так как она говорила ему об этом. После отказа К., Лапо стал угрожать ей убийством, демонстрируя нож. Испугавшись исполнения угрозы, потерпевшая разделась, и Лапо совершил с ней насильственный половой акт.

Около 23 час. 30 мин. в квартиру Лапо пришли его знакомые - Данилов и Зайцев, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Лапо ушел к ним на кухню, где они продолжали распитие спиртного, а Морис, зайдя в комнату, где находилась К., несмотря на ее сопротивление, совершил с ней насильственный половой акт.

После изнасилования Морис ушел из квартиры вместе с Зайцевым, а Лапо приказал К. раздеться и лечь на диван, сам же вышел из комнаты. Воспользовавшись этим, К. спрыгнула с балкона второго этажа и убежала.

В кассационном порядке приговор оставлен без изменения.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об изменении приговора и кассационного определения: переквалификации действия Мориса с ч. 3 ст. 117 на ч. 1 ст. 117 УК, а из обвинения Лапо исключении квалифицирующего признака - “совершение изнасилования группой лиц“.

Президиум Красноярского краевого суда протест удовлетворил 14 сентября 1992 г., указав следующее.

Как установлено материалами дела, в квартиру Лапо К. пришла добровольно, насилие к ней никто не применял. В дальнейшем Лапо и Морис действовали самостоятельно, оставаясь с потерпевшей наедине, какого-либо содействия друг другу в ее изнасиловании, подавлении сопротивления не оказывали. Ответственность же за совершение изнасилования в группе наступает, согласно закону, в том случае если участники преступления действовали согласованно и эта
согласованность выражалась в сознательном объединении усилий членов группы, направленных на изнасилование одной или нескольких потерпевших. Лица, не содействующие друг другу в изнасиловании потерпевшей путем применения к ней насилия, не несут ответственности за изнасилование, совершенное группой.

Поэтому из обвинения Мориса и Лапо подлежит исключению квалифицирующий признак - “изнасилование, совершенное группой лиц“.

Кроме того, вывод суда о том, что Морис должен был и мог предвидеть, что К. несовершеннолетняя, является предположительным. Судом установлено, что Морис встретил Лапо и потерпевшую после 22 час., когда на улице было уже темно. В квартире Лапо тоже не было света. Как показал Морис, к потерпевшей он не приглядывался, принял ее за одну из многочисленных подруг Лапо, на улице вообще не обращал на нее внимание, считал, что ей лет 18-19. Данные показания ничем не опровергаются.

К. подтвердила, что о своем возрасте говорила только Лапо, в отсутствие Мориса. Морис ее о возрасте не спрашивал.

При таких обстоятельствах действия Мориса должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 117 УК, а из обвинения Лапо по ч. 3 ст. 117 УК исключен квалифицирующий признак - “совершение изнасилования группой лиц“.