Решения и определения судов

Постановление Совета судей РФ от 02.04.1999 N 8 “О проекте Федерального конституционного закона “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 1999 года No. 8

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА

“О СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Обсудив сообщение члена Президиума Совета судей Российской Федерации В.В. Демидова о внесенном Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в Государственную Думу Федеральном конституционном законе “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации“, Совет судей РФ отмечает, что основные положения законопроекта находятся в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“.

Вместе с тем отдельные положения разработчиков проекта подлежат уточнению, имея в виду нормы действующего законодательства.

В частности, в проекте предлагается предусмотреть в составе Верховного Суда РФ такую судебную инстанцию,
как Сенат, на которую имеется в виду возложить кассационное рассмотрение дел с не вступившими в законную силу решениями, приговорами, определениями и постановлениями Верховного Суда РФ. Между тем вступившим в силу Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР“, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР“ указанные полномочия возложены на Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, которая уже назначена и действует.

Подлежат уточнению и доработке, в частности, нормы, содержащиеся в п. 2.8 статьи 17, п. 2 статьи 26 проекта закона и касающиеся соответственно полномочий Председателя Верховного Суда РФ по присвоению классных чинов и права президиума суда областного звена по утверждению председательствующих судебных присутствий.

В проекте допущен пробел - не установлен порядок перевода судьи в другой равнозначный суд.

Однако главное, что обращает на себя внимание, - это предлагаемый в проекте порядок пересмотра вступивших в силу судебных решений. Не возражая, в принципе, против подходов авторов к совершенствованию надзорного производства (оно действительно нуждается в этом), следует отметить следующее.

В проекте предусматривается существенно отличающаяся от действующей организация производства в порядке надзора. По мнению разработчиков проекта, надзорное производство должно возбуждаться с момента поступления в суд жалобы, которая вместе с делом направляется в вышестоящий суд и рассматривается судьей, который либо отказывает в ее удовлетворении, либо соглашается с приведенными в ней доводами. В обоих случаях судья выносит постановление. Причем, если он находит доводы жалобы обоснованными, то его постановление вместе с делом и жалобой передаются в суд надзорной инстанции на предмет пересмотра вступившего в силу судебного решения.

В Верховный Суд РФ ежегодно поступает свыше 90 тысяч жалоб в порядке
надзора, из которых по существу рассматривается свыше 40 тысяч, а в Верховных судах республик, краевых, областных и равных им судах - свыше 170 тысяч таких жалоб. Учитывая также, что согласно законопроекту прокуроры лишаются права на рассмотрение жалоб в порядке надзора и опротестование вступивших в силу решений (в 1997 г. ими рассмотрено 163 тысячи так называемых надзорных жалоб) и что вся эта нагрузка перейдет к судам, встает вопрос о существенном увеличении штатной численности не только судей (в Верховном Суде РФ - на 240 единиц; в Верховных судах республик, краевых, областных и соответствующих им судах - на 2200 единиц), но и работников аппаратов этих судов.

По данному важному вопросу в пояснительной записке к проекту отмечается, что в настоящее время невозможно представить исчерпывающее финансово-экономическое обоснование бюджетных затрат, поскольку предполагаемое увеличение нагрузки на судей носит весьма оценочный характер.

Совет судей считает, что указанное финансово-экономическое обоснование новой формы производства в порядке надзора необходимо. В противном случае данный федеральный конституционный закон как не обеспеченный соответствующим финансированием, будет обречен на бездействие.

Совет судей Российской Федерации

постановляет:

изложенное довести до сведения Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе и просить его включить в состав рабочей группы по доработке проекта федерального конституционного закона “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации“ представителей Совета судей РФ В.Н. Ананьева, В.В. Демидова, Н.А. Петухова, Ю.И. Сидоренко, А.Я. Штурнева, а также заместителя Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйкова.

Председатель Совета судей

Российской Федерации

Ю.И.СИДОРЕНКО