Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2003 N Ф08-5081/2003-1965А Оспариваемым решением налогового органа, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки, заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог. Обществу также доначислены налог на пользователей автомобильных дорог и пени за его неуплату.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 декабря 2003 года Дело N Ф08-5081/2003-1965А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Райпищекомбинат “Апшеронский“, представителей от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Райпищекомбинат “Апшеронский“ на решение от 3 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 22 октября 2003 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12810/2003-22/363, установил следующее.

ОАО “Райпищекомбинат “Апшеронский“ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИМНС России по Апшеронскому
району от 10.04.2003 N 2.3.20-05 (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 3 сентября 2003 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 22 октября 2003 года, в удовлетворении заявления отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ (далее - Закон N 110-ФЗ), исключивший из перечня налогов налог на пользователей автомобильных дорог до истечения текущего финансового года, не подлежит применению в части сроков такого исключения, как противоречащий статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому действия налогового органа по начислению данного вида налога за 4-й квартал 2002 года, а также пени и штрафа за его неуплату являются законными.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ОАО “Райпищекомбинат “Апшеронский“ с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 22 октября 2003 года, в которой просит указанный судебный акт отменить, признать решение ИМНС России по Апшеронскому району от 10.04.2003 N 2.5.20-05 недействительным. При этом заявитель считает, что при разрешении вопроса о порядке вступления в силу отдельных положений налогового законодательства следует применять нормы налогового, а не бюджетного законодательства. Кроме того, в соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 4 данного Закона вступает в силу только с 01.01.2003.

ИМНС России по Апшеронскому району представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает судебные акты по данному делу законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ОАО “Райпищекомбинат “Апшеронский“ поддержал доводы, изложенные
в кассационной жалобе.

Представители налоговой инспекции в судебном заседании просили судебные акты по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемым решением налогового органа, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки за 2002 год, заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3339 рублей за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог за 4-й квартал 2002 года. Обществу также доначислено 16693 рубля налога на пользователей автомобильных дорог и 851 рубль пени за его неуплату за период с 15.01.2003 по 10.04.2003.

Заявитель оспаривает данное решение налогового органа, полагая, что у него в 4-м квартале 2002 года отсутствовала обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, так как согласно статье 2 Закона N 110-ФЗ данный налог исключен из числа взимаемых на территории Российской Федерации с 30.08.2002.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления ОАО “Райпищекомбинат “Апшеронский“, руководствовался следующим.

Налог на пользователей автомобильных дорог был установлен подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 2 статьи 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ подпункт “м“ отсутствует, имеется в виду подпункт “м“ пункта 1.

Исключение подпункта “м“ пункта 2
статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ статьей 2 Закона N 110-ФЗ, вступившей в силу с 01.09.2002, не означает отмены налога на пользователей автодорог с 01.09.2002.

Одновременно с исключением подпункта “м“ из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в пункт 2 этой же статьи введен подпункт “ж“ и в состав региональных налогов включен транспортный налог. Статьей 9 Закона N 110-ФЗ внесено изменение в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 “О дорожных фондах Российской Федерации“, в соответствии с которым целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются, в частности, за счет транспортного налога.

По мнению суда, изложенное свидетельствует о том, что налог на пользователей автодорог по смыслу Закона N 110-ФЗ не отменен, а заменен транспортным налогом. Данное обстоятельство также подтверждается статьей 4 Закона N 110-ФЗ, которой на налогоплательщиков возложена обязанность исчислить и уплатить налог на пользователей автодорог по выручке за продукцию, отгруженную или оплаченную на 01.01.2003, в срок до 15.01.2003.

Из статьи 20 этого же Закона прямо следует воля законодателя отменить налог на пользователей автодорог с 01.01.2003, что соответствует и статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации. То обстоятельство, что статьи 4 и 9 Закона N 110-ФЗ вступили в действие не с 01.09.2002, а с 01.01.2003, не изменяет общего смысла Закона, в соответствии с которым налог на пользователей автодорог подлежит исчислению и уплате за период с 01.09.2002 по 01.01.2003.

Кроме того, доходы от налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 году являлись источником формирования доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации, учтены в составе регионального бюджета в соответствующем финансовом году (приложение 2 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ). Положения статьи 5 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о формировании бюджетных средств территориальных дорожных фондов за счет налога на пользователей автомобильных дорог утратили силу лишь с 01.01.2003 (статьи 9 и 21 Закона N 110-ФЗ).

Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций в рассматриваемых правоотношениях правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по кассационной жалобе относятся на ОАО “Райпищекомбинат “Апшеронский“.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 3 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 22 октября 2003 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12810/2003-22/363 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.