Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2003 N Ф08-2567/03 по делу N А53-12375/2002-С1-31 Иск о возврате излишне взысканной провозной платы и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворен правомерно, поскольку ответчик при расчете провозной платы необоснованно применил ставки Тарифной политики Российских железных дорог, введенные в действие на основании указания Министерства путей сообщения России.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2003 г. N Ф08-2567/03

Дело N А53-12375/2002-С1-31

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход И.А., судей Белоусовой Л.В. и Илюшникова С.М., без участия в судебном заседании истца закрытого акционерного общества “Гран-Интер-Ком“, ответчика федерального государственного унитарного предприятия “Северо-Кавказская железная дорога“, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Северо-Кавказская железная дорога“ на решение от 21.10.02 (судья Ульянова Л.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 11.12.02 (судьи Корнева Н.И., Атрохова Т.И., Пипник Т.Д.) Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-12375/2002-С1-31, установил следующее.

ЗАО “Гран-Интер-Ком“ обратилось в Арбитражный суд
Ростовской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию “Северо-Кавказская железная дорога“ о возврате излишне взысканной провозной платы в сумме 490 682 рублей 68 копеек и взыскании 45 559 рублей 53 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.02 по 20.08.02.

До принятия решения истец увеличил размер исковых требований в части взыскания процентов до 48 660 рублей 37 копеек за счет увеличения периода взыскания до 03.09.02.

Решением арбитражного суда от 21.10.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.02, исковые требования удовлетворены. Суд мотивировал решение тем, что ответчик при расчете провозной платы необоснованно применил ставки Тарифной политики российских железных дорог, введенные в действие на основании указания Министерства путей сообщения России N 722.

ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога“ не согласилось с решением и постановлением апелляционной инстанции, обжаловав их в кассационном порядке. Заявитель жалобы просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Ответчик считает, что суд неправомерно счел не пропущенным срок исковой давности, установленный статьей 141 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации. По его мнению, суд неправильно определил момент начала течения срока исковой давности, в связи с этим принял незаконное решение об удовлетворении исковых требований.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Гран-Интер-Ком“ возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, истец являлся грузополучателем по международным перевозкам, осуществленным в период с декабря 2001 по март 2002 года. На станции назначения
с ЗАО “Гран-Интер-Ком“ была взыскана провозная плата, рассчитанная по ставкам сборника “Тарифная политика российских железных дорог государств участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год“ (далее по тексту _ Тарифная политика стран СНГ на 2002 год). К оплате предъявлены счета-фактуры N 170000846 от 05.01.02, N 170000578 от 20.01.02, N 170000846 от 25.01.02, N 170001172 от 30.01.02, N 170001422 от 31.01.02, N 170001683 от 05.02.02, N 170001900 от 10.02.02, N 170002463 от 20.02.02, N 170002723 от 25.02.02, N 170003716 от 15.03.02, N 170004287 от 25.03.02, N 170004578 от 30.03.02, N 170004864 от 31.03.02.

ЗАО “Гран-Интер-Ком“ произвело оплату железнодорожного тарифа на основании вышеназванных счетов, выставленных ответчиком. Полученные денежные средства были зачислены на лицевой счет истца в Технологическом центре по обработке перевозочных документов, с которого впоследствии списаны в порядке расчетов по провозной плате.

Выводы судебных инстанций о применении ответчиком при расчете провозной платы незаконных тарифов соответствует нормам материального права.

Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О федеральном железнодорожном транспорте“ предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях“ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона “О естественных монополиях“ определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Ставки тарифов, предусмотренные сборником Тарифная политика российских железных дорог
и телеграммой Министерства путей сообщения России от 05.09.98 N 722, в установленном законом порядке не утверждены.

Что касается тарифной политики стран Содружества Независимых Государств, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы, а в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.

В 2001 году в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.01 N 42 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (далее по тексту Комиссия), утвержден ее состав и Положение о Комиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 194 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (далее Положение), определяющие порядок установления тарифов федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктам 12 Положения государственное регулирование тарифов осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации на основании решений Комиссии путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Комиссией утверждены предусмотренные Тарифной политикой стран СНГ на 2002 год, нельзя рассматривать как ставки тарифа, подлежащие обязательному применению, в связи с несоблюдением порядка их утверждения.

Судом дана правовая оценка провозным документам, расчету исковых требований и сделан обоснованный вывод о правомерности требований грузополучателя о возврате излишне уплаченной провозной платы. На основании материалов дела судом установлено, что в результате применения незаконного тарифа истцом излишне уплачено 490
682 рубля 68 копеек.

Довод ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога“ о пропуске истцом годичного срока исковой давности, установленного статьей 141 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, подлежит отклонению. Из материалов дела видно, что расчеты по спорным перевозкам были осуществлены в период с января по март 2002 года. Это подтверждается железнодорожными накладными, счетами-фактурами, перечнями железнодорожных документов, платежными документами (л.д. 19-149, т. 1). Иск заявлен в августе 2002 года. Таким образом, срок исковой давности, установленный статьей 141 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, истцом не пропущен. Суд первой инстанции ошибочно указал в решении о том, что моментом начала течения срока исковой давности является сентябрь 2001 года. Данный вывод противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела, подтверждающим, что расчеты за спорные перевозки производились в январе-марте 2002 года. Однако, это не привело к принятию неправильного решения.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы.

С учетом изложенного оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 21.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 11.12.02 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-12375/2002-С1-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.ПЕРЕХОД

Судьи

Л.В.БЕЛОУСОВА

С.М.ИЛЮШНИКОВ