Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2003 N Ф08-4272/03-1809А по делу N А15-544/2003-М Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации доказательств нецелевого использования бюджетных средств, поскольку училище представило доказательства о расходовании выделенных средств в соответствии со сметой расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2003 г. N Ф08-4272/03-1809А

Дело N А15-544/2003-М

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рудь Г.В., судей Канатовой С.А. и Паймаковой Л.В. (докладчик), при участии в судебном заседании от заявителя - Профессионального училища N 22 - Сулеймановой С.А. (директор) и Абдурахмановой М.Г. (доверенность от 05 АА 161670), в отсутствие заинтересованного лица - Управления федерального казначейства по Республике Дагестан, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Республике Дагестан на постановление апелляционной инстанции от 11.08.03 (судьи Ахмедов Д.А., Яловецкая Г.Н., Ханбеков Р.Я.) Арбитражного суда Республики Дагестан по делу
N А15-544/2003-М, установил следующее.

Профессиональное училище N 22 (далее - училище) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным уведомления Управления федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - УФК) от 18.03.03 N 07-13/468 об уменьшении бюджетных ассигнований на сумму 404 486 рублей в связи с использованием не по целевому назначению.

Решением суда 28.05.03 в удовлетворении иска отказано по мотиву того, что заявитель допустил нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем уведомление выдано правомерно.

Апелляционная инстанция постановлением от 11.08.03 решение от 28.05.03 отменила в части отказа в признании недействительным уведомления на сумму 390 418 рублей и удовлетворила требования в этой части, сославшись на то, что указанная сумма использована по целевому назначению. В части признания недействительным уведомления на сумму 14 068 рублей решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФК просит постановление от 11.08.03 отменить и оставить в силе решение от 28.05.03. В обоснование своей позиции УФК ссылается на то, что перечисление средств в адрес ООО “СМП“, ОАО “Газ“, ГУ “Электросвязь“, Горэлектросети произведено авансом и без наличия оправдательных документов, подтверждающих денежные обязательства; использование денежных средств в сумме 310 000 рублей на приобретение строительных материалов произведено с нарушением целевого назначения средств и не подтверждаются оправдательными документами (отсутствуют договоры подряда, акты формы N 2 и справки КС-3).

В отзыве на кассационную жалобу училище просит жалобу отклонить и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность.

В судебном заседании представители училища возражали против удовлетворения кассационной жалобы по указанным в отзыве мотивам.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей училища, считает, что
постановление апелляционной инстанции от 11.08.03 отмене не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, училище получило от Минфина республики Дагестан уведомление об объемах бюджетных ассигнований на 2002 год в размере 3 973 770 рублей, смета расходов училища с указанием конкретных статей расходов утверждена в этой же сумме.

Сотрудниками УФК произведена проверка целевого использования училищем средств федерального бюджета, по итогам которой составлен акт N 2 от 28.02.03. Согласно акту училище использовало не по целевому назначению 404 486 рублей, из них 12 195 рублей перечислено узлу электросвязи г. Избербаша, 10 814 рублей - ОАО “Газ“, 18 964 рублей - ООО “СМП“, 35 665 рублей - Горэлектросети; 2780 рублей израсходованы на приобретение электротоваров; 10 320 рублей взносы во внебюджетные фонды и 3 748 рублей подоходного налога; 310 000 рублей использованы на приобретение строительных материалов, которые списаны по актам произвольной формы.

На основании акта проверки УФК направило заявителю уведомление N 07-13/468 от 18.03.03 о том, что финансирование в 2003 году училища подлежит уменьшению на сумму 404 486 рублей по соответствующим статьям.

Не согласившись с указанным уведомлением, училище обжаловало его в судебном порядке.

Училище при рассмотрении дела в суде первой инстанции признало факт нецелевого использования денежных средств в сумме 14 068 рублей (оплата 10 320 рублей взносов во внебюджетные фонды и 3 748 рублей подоходного налога).

Исходя из этого суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела проверил целевое использование денежных средств в сумме 390 418 рублей и сделал вывод о том, что указанные средства были использованы училищем в соответствии со сметой расходов на 2002 год.

Данный вывод подтверждается материалами дела.

В силу
статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Пунктом 2 инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 апреля 2001 года N 35н предусмотрено, что нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Суд апелляционной инстанции на основании исследования представленных в деле документов установил, что средства в сумме 12 195 рублей, 10 814 рублей, 35 665 рублей перечислены училищем в качестве оплаты за услуги связи, поставку электрической энергии и газа в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой расходов на 2002 год. Это подтверждается платежными документами о перечислении денежных средств узлу электросвязи г. Избербаша, ОАО “Газ“ и Горэлектросети, сметой расходов на 2002 год и уведомлением о лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета на 2002 год. Поэтому апелляционная инстанция обоснованно
указала на отсутствие оснований для вывода о нецелевом использовании указанных денежных средств.

Доводы УФК о том, что общество неправомерно произвело авансирование указанных организаций, не могут быть приняты во внимание, поскольку оплата произведена на цели и в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов. Кроме того, договор о предоставлении услуг связи на 2002 год предусматривает предварительную оплату. Согласно акту сверки расчетов по состоянию на 01.01.2003 года за училищем числится задолженность по оплате за электроэнергию в сумме 27 786 рублей.

Суд апелляционной инстанции также не установил нарушений в части целевого использования 18 964 рублей, перечисленных в адрес ООО “СМП“.

Из материалов дела следует, что училище заключило с ООО “СМП“ договор подряда от 01.12.02 на проведение работ по ремонту навеса и козырька здания училища на сумму 22000 рублей. В деле имеются смета на сумму 21 291 рубль, справка о стоимости выполненных работ и акт приемки выполненных работ за декабрь 2002 года на сумму 21 291 рубль. Перечисление средств в сумме 18 964 рубля соответствует назначению статьи 111030 сметы расходов - текущий ремонт зданий и сооружений.

Суд апелляционной инстанции также установил, что расходы в сумме 2 780 рублей на приобретение электротоваров, 100 000 рублей и 210 000 рублей на приобретение стройматериалов произведены в соответствии с их целевым назначением и в рамках сумм, предусмотренных сметой расходов на 2002 год на ремонт здания училища и общежития по статьям 240310 и 240330. При этом суд апелляционной инстанции исследовал обстоятельства выполнения ремонтных работ, отказной материал прокуратуры г. Изербаш по факту нецелевого использования бюджетных средств руководителем училища, оценил представленные в подтверждении расходов закупочные акты на
приобретение строительных материалов, а также комиссионные акты о выполненных работах. Выполнение ремонтных работ здания училища и общежития силами учащихся подтверждается материалами проверки, произведенной прокуратурой г. Изербаша, договорами училища с Центром занятости населения города Изербаша от 25.04.02 и 28.11.02, согласно которым училище обязалось трудоустроить на время выполнения ремонтных работ 62 человека несовершеннолетних. Данные обстоятельства не оспариваются Управлением федерального казначейства.

Доводы УФК об отсутствии договоров поставки на приобретение материалов со ссылкой нарушение Указа Президента РФ от 08.04.1997 N 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд“ являются необоснованными, так как в данном случае приобретение строительных материалов для ремонта здания общежития и училища согласно статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть признано поставкой для государственных нужд.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации доказательств нецелевого использования бюджетных средств в сумме 390 418 рублей и признал недействительным уведомление N 07-13/468 от 18.03.03 в данной части.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции от 11.08.03 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-544/2003-М оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В.РУДЬ

Судьи

С.А.КАНАТОВА

Л.В.ПАЙМАКОВА