Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.11.2003 N Ф08-4333/2003-1673А По нормам ФЗ “О почтовой связи“ организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, заявитель, являясь бюджетным учреждением, не уплачивает налог на имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 ноября 2003 года Дело N Ф08-4333/2003-1673А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - государственного учреждения Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края, в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Армавиру, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Армавиру на решение от 04.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10492/2003-11/336, установил следующее.

ГУ Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края
к ИМНС России по г. Армавиру с заявлением об обязании возвратить излишне уплаченный налог на имущество за 2000 - 2002 годы в сумме 532451 рубля и проценты за несвоевременный возврат в размере 23827 рублей 17 копеек (с учетом уточненных исковых требований).

Решением суда от 04.07.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал налоговую инспекцию возвратить излишне уплаченную сумму налога на имущество в размере 532451 рубля и проценты в размере 23827 рублей 17 копеек.

Законность и обоснованность решения суда от 04.07.2003 в апелляционной инстанции не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась ИМНС России по г. Армавиру с кассационной жалобой на решение суда от 04.07.2003, которое просит отменить и отказать в удовлетворении заявления. По мнению налогового органа, управление не является бюджетным учреждением и должно уплачивать налог на имущество. Податель жалобы указывает, что в производстве Арбитражного суда Краснодарского края находится дело N А32-12485/2003-42/218 о признании недействительной государственной регистрации ГУ Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ГУ Управление федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю, полагая, что учреждения почтовой связи являются плательщиками налога на имущество, в течение 2000 - 2002 годов уплачивало данный налог в установленном порядке.

Письмом от 08.01.2003 N юр-53 ГУ Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края обратилось в ИМНС России по г. Армавиру с требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога в размере 532451 рубля со ссылкой на то обстоятельство, что учреждения почтовой
связи освобождены от уплаты налога на имущество. Налоговая инспекция никаких действий по возврату налога не произвела, ответа на заявление не направила, что явилось основанием для обращения ГУ Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края в суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении данного спора судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что почтовые учреждения не являются плательщиками налога на имущество.

В соответствии с пунктом “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ (в редакции Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ) этим налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ “О почтовой связи“ организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Статьей 24 указанного Закона предусмотрено, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

Как следует из пункта 4.1 устава ГУ Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края, имущество заявителя является федеральной собственностью и закреплено
за учреждением на праве оперативного управления. Из пункта 1.7 устава следует, что Армавирский городской узел почтовой связи является филиалом ГУ Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края.

В материалах дела имеется свидетельство, выданное управлению Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края, из которого следует, что имущество, закрепленное за ГУ Управлением федеральной почтовой связи Краснодарского края на праве оперативного управления, внесено в реестр федерального имущества с присвоением реестрового номера 02300968.

Таким образом, ГУ Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края, являясь бюджетным учреждением, не уплачивает налог на имущество.

Факт излишней уплаты налоговых платежей и их размер подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и налоговым органом не оспаривается.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Судом установлено и не оспорено налоговым органом, что на дату рассмотрения данного дела в суде первой инстанции у Армавирского районного узла почтовой связи отсутствовала задолженность перед различными уровнями бюджетов по налоговым платежам.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для отказа налогоплательщику в возврате излишне уплаченных налоговых платежей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога
производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Судом первой инстанции проверена и налоговым органом не оспорена правильность исчисления процентов в размере 23827 рублей 17 копеек.

Относительно довода налоговой инспекции о том, что в производстве Арбитражного суда Краснодарского края находится дело N А32-12485/2003-42/218 по иску Инспекции МНС России N 1 по г. Краснодару о признании недействительной государственной регистрации ГУ Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края, представитель заявителя в судебном заседании кассационной инстанции пояснил, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2003 по названному делу отказано в удовлетворении заявления налогового органа.

Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10492/2003-11/336 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.