Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.11.2003 N Ф08-4227/2003-1635А Ссылка налоговой инспекции на нормы Налогового кодекса РФ необоснованна, поскольку указанные нормы относятся к налогу на добавленную стоимость, предъявленному при приобретении товаров покупателю, не являющемуся налогоплательщиком данного налога. Однако из акта выездной налоговой проверки следует, что налоговой инспекцией восстановлен НДС по основным средствам, материалам и готовой продукции, приобретенным обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 ноября 2003 года Дело N Ф08-4227/2003-1635А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Новая линия“, в отсутствие представителей от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону на решение от 30.07.2003 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-7337/2003-С6-37, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Новая линия“ (далее - общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 03.06.2003 N 746. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил свои требования, просил признать недействительным решение налоговой инспекции от 03.06.2003 N 746 в части взыскания 446517 рублей НДС, 24076 рублей 74 копеек пени по НДС и 89303 рублей штрафа по НДС.

Решением суда от 30.07.2003 заявление общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для доначисления обществу 446517 рублей “восстановленного“ НДС, соответствующих пеней и привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялась.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что суд неправильно применил статьи 170, 171, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителями общества в судебном заседании, ООО “Новая линия“ просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в апреле 2003 года налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества за период с 01.01.2000 по 01.01.2003, о чем оформлен акт 21.04.2003 N 746. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом 03.06.2003 вынесено решение N 746
о доначислении обществу налогов, пени и штрафов, в том числе 446517 рублей НДС, 24076 рублей 74 копеек пени по НДС и привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа по НДС в размере 89303 рублей.

Начисление налога на добавленную стоимость, соответствующих пени и штрафа налоговым органом произведено по следующим основаниям. Общество с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения. До перехода на упрощенную систему налогообложения общество находилось на общей системе налогообложения и являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

При проверке налоговая инспекция восстановила НДС, предъявленный обществом к вычету до перехода на упрощенную систему налогообложения по состоянию на 01.01.2003 на остаточную стоимость основных средств, остаток материалов и готовой продукции на складе. При этом налоговая инспекция полагает, что обществом в данном случае нарушены подпункт 1 пункта 2 статьи 171 и статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу об ошибочности выводов налоговой инспекции.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные суммы налога принимаются к вычету в том отчетном периоде, в котором эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (израсходованы). Таким образом, вышеназванные нормы не связывают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов с моментом реализации товаров, приобретенных в соответствующем налоговом
периоде.

Общество, на момент принятия сумм НДС к вычету, находилось на общей системе налогообложения. Налог на добавленную стоимость, предъявленный обществу при приобретении товаров (работ, услуг), оно принимало к вычету по фактически оплаченным и оприходованным товарам (работам, услугам). Указанные товары (работы, услуги) на момент приобретения использовались для операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.

С 01.01.2003 общество перешло на упрощенную систему налогообложения. На основании пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для установления обязанности общества, не являющегося плательщиком НДС, восстановить суммы НДС, которые правомерно были предъявлены к вычету в предыдущем налоговом периоде, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Ссылка налоговой инспекции на подпункт 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованна, поскольку указанный подпункт относится к НДС, предъявленному при приобретении товаров покупателю, не являющемуся налогоплательщиком НДС или освобожденному от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Однако из акта выездной налоговой проверки следует, что налоговой инспекцией восстановлен налог на добавленную стоимость по основным средствам, материалам и готовой продукции, приобретенным обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения.

При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку.

При этом суд правильно применил нормы права, поэтому оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.

Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ судебные
расходы по делу относятся на налоговую инспекцию, освобожденную от оплаты государственной пошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.07.2003 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-7337/2003-С6-37 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.