Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2003 N Ф08-4212/2003-1623А При рассмотрении дела суд не установил наличие задолженности предпринимателя по уплате НДС. По нормам Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного налога подано им в течение трехгодичного срока, поэтому решение суда, обязавшего таможню возвратить излишне уплаченную сумму налога, является обоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 октября 2003 года Дело N Ф08-4212/2003-1623А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей истца - предпринимателя без образования юридического лица Бабаева А.Б. и представителей ответчика - Дагестанской таможни, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 25.06.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2003 по делу N А15-712/2003-1, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического лица Бабаев Асанбег Бекович обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан к иском о понуждении Дагестанской таможни к возврату 45584 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС),
необоснованно уплаченного при перемещении товара из Азербайджанской Республики на таможенную территорию Российской Федерации в июне 2001 года.

Решением суда от 25.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.08.2003, исковые требования удовлетворены частично, суд обязал Дагестанскую таможню возвратить истцу 45200 рублей излишне уплаченного НДС, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Суд сослался на часть 2 статьи 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, на основании которой налогоплательщик освобожден от уплаты НДС.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Дагестанская таможня с кассационной жалобой на решение суда от 25.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.08.2003, в которой просит отменить обжалованные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель полагает, что отношения по уплате НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 1 апреля 2001 года регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, ратифицированным Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 31-ФЗ, поэтому его действия по начислению НДС являются правомерными.

Отзыв на кассационную жалобу предпринимателем Бабаевым А.Б. не представлен.

Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и проверив законность и обоснованность обжалованных судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции не подлежат отмене по следующим основаниям.

В июне 2001 года предприниматель Бабаев А.Б., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации от 17.05.2001, серия ТЗ N 1282, ввез на
таможенную территорию Российской Федерации товары (алыча свежая, черешня) из Азербайджанской Республики, уплатив 45200 рублей НДС по таможенным приходным ордерам NN 90605/270601/АБ-3723474, 90605/300601/ВВ-0888468, 90605/090601/АБ-3723428.

В дальнейшем 18.02.2003 предприниматель Бабаев А.Б. обратился к таможне с требованием о возврате 45584 рублей излишне уплаченного налога. Письмом от 27.02.2003 таможенный орган отказал в возврате спорной суммы, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая судебные акты, суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате НДС.

Согласно статье 4 Соглашения от 29 ноября 2000 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, ратифицированного Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 31-ФЗ, товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Статьей 1 данного Соглашения предусмотрено, что налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам.

Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.

В спорный период отношения по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались частью 2 статьи 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“. Согласно данной норме до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость
таможенными органами Российской Федерации не подлежал уплате.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для начисления предпринимателю 45200 рублей НДС.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). В силу пункта 12 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, установленные для налоговых органов.

При рассмотрении дела судом наличие задолженности предпринимателя по уплате НДС не выявлено. В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного налога подано им в течение трехгодичного срока.

Указанные обстоятельства по настоящему делу судом исследованы всесторонне, полно и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Судебные акты в части отказа в удовлетворении иска сторонами не оспорены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалованных судебных актов на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из материалов дела не усматривается.

Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ судебные расходы в связи с подачей кассационной жалобы относятся на Дагестанскую таможню, освобожденную от судебных расходов.

Учитывая изложенное
и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.06.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2003 по делу N А15-712/2003-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.