Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.10.2003 N Ф08-3838/03-1459А по делу N А32-14605/03-42/350-34АЖ Судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, за который последний привлечен к административной ответственности. При новом рассмотрении дела с учетом вышеизложенного суду необходимо установить наличие или отсутствие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, и принять решение в соответствии с нормами административного права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2003 г. N Ф08-3838/03-1459А

Дело N А32-14605/03-42/350-34АЖ

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Бака Л.И. и Паймакова Л.В., при участии в судебном заседании представителей заявителя - закрытого акционерного общества “Лесники“ - директора Шмидта Ю.Н., Карабазы А.Н. (доверенность от 14.10.02), в отсутствие представителей заинтересованного лица - начальника Горно-Черноморского отдела Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю и Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную
жалобу Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение от 28 июля 2003 года (судья Баганина С.А.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14605/03-42/350-34АЖ, установил следующее.

ЗАО “Лесники“ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к начальнику Горно-Черноморского межрайонного отдела Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю и Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУПР по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановлений Горно-Черноморского межрайонного отдела Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Горно-Черноморский межрайонный отдел ГУПР по Краснодарскому краю) от 04.12.02 N 104 и от 17.06.03 N 37 о привлечении ЗАО “Лесники“ к административной ответственности по пункту 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскании 40 тысяч рублей штрафа за осуществление деятельности без проведения обязательной государственной экологической экспертизы.

Решением суда от 28 июля 2003 года заявление удовлетворено частично, постановление Горно-Черноморского межрайонного отдела ГУПР по Краснодарскому краю от 17.06.03 N 37 признано незаконным и отменено, в остальной части требования оставлены
без рассмотрения.

Суд мотивировал решение тем, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, постановление от 17.06.03 N 37 о привлечении заявителя к административной ответственности принято с нарушением порядка рассмотрения материалов об административном правонарушении, а потому не может считаться законным и подлежит отмене. Требование о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления от 04.12.02 N 104 оставлено без рассмотрения, поскольку в производстве арбитражного суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ГУПР по Краснодарскому краю с кассационной жалобой на решение от 28 июля 2003 года, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый судебный акт. При этом отмечает, что во исполнение постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2003 года руководителем Горно-Черноморского межрайонного отдела ГУПР по Краснодарскому краю, являющимся по должности старшим государственным инспектором, рассмотрено дело об административном правонарушении ЗАО “Лесники“ и вынесено оспариваемое постановление о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса. Суд, признавая данное постановление незаконным и отменяя его, необоснованно пришел к выводу о фактическом действии на момент рассмотрения дела об
административном правонарушении постановления от 04.12.02 N 104, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 30.7 Кодекса дело об административном правонарушении возвращается на новое рассмотрение одновременно с отменой постановления о привлечении к административной ответственности.

ЗАО “Лесники“ представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание ГУПР по Краснодарскому краю представило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы, в связи с нахождением представителя в служебной командировке.

Суд кассационной инстанции полагает необходимым отклонить ходатайство об отложении рассмотрения дела и рассмотреть кассационную жалобу в данном судебном заседании.

Представители ЗАО “Лесники“ в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что ведущим государственным инспектором межрайонного отдела ГУПР по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения ЗАО “Лесники“ природоохранного законодательства, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении от 28.11.02 N 137.

Названным протоколом установлено, что обществом производится распиловка доски, изготовление паркетной заготовки. На предприятии отсутствует проект и положительное заключение экологической экспертизы.

Постановлением исполняющего обязанности начальника Горно-Черноморского межрайонного отдела Карамышевым К.М. от 04.12.02 N 104 ЗАО “Лесники“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью
1 статьи 8.4 Кодекса, на него наложено взыскание в виде 40 тысяч рублей штрафа.

Законность данного постановления и факт правонарушения, установленный протоколом от 28.11.02 N 137, были оспорены ЗАО “Лесники“ в судебном порядке. Решением от 03 февраля 2003 года по делу N А32-24084/02-5/645АЖ постановление от 04.12.02 N 1044 признано незаконным и отменено. Постановлением кассационной инстанции от 20 мая 2003 года указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ГУПР по Краснодарскому краю.

Определением заместителя главного государственного инспектора по охране окружающей природы Краснодарского края - руководителя Горно-Черноморского межрайонного отдела ГУПР по Краснодарскому краю от 04.06.03 N 15 дело об административном правонарушении ЗАО “Лесники“ было назначено к рассмотрению.

Заявитель обратился с ходатайством о разъяснении предмета рассмотрения, указанного в определении от 04.06.03 N 15 и об отложении рассмотрения дела на более поздний срок.

Данное ходатайство было получено Горно-Черноморским межрайонным отделом ГУПР после заседания, что подтверждается справкой Туапсинского районного узла почтовой связи от 14.07.03, в связи с чем ходатайство не было рассмотрено.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 28.11.02 N 137 руководителем Горно-Черноморского межрайонного отдела ГУПР по Краснодарскому краю вынесено постановление от 17.06.03 N 37 о привлечении ЗАО “Лесники“ к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса в виде взыскания 40 тысяч рублей штрафа
за невыполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы.

ЗАО “Лесники“ обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановлений от 04.12.02 N 104 и от 17.06.03 N 37.

Удовлетворяя требования заявителя в части признания незаконным и отмене постановления от 17.06.03 N 37, суд указал, что в силу требований части 5 статьи 4.1 Кодекса никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При этом суд признал фактически действующим постановление от 04.12.02 N 104, которым ЗАО “Лесники“ уже было привлечено к административной ответственности за правонарушение, отраженное в протоколе об административном правонарушении от 28.11.02 N 137.

Судом также указано, что оспариваемое постановление от 17.06.03 N 37 принято в противоречие с указаниями Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, вместо ГУПР по Краснодарскому краю его нижестоящим органом - Горно-Черноморским межрайонным отделом ГУПР по Краснодарскому краю.

Данные выводы суда не соответствуют материалам дела и действующему административному законодательству.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае существенного нарушения процессуальных требований Кодекса возвращает дело об административном правонарушении на новое рассмотрение одновременно с отменой постановления о привлечении к административной ответственности.

Письмом Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.08.03 Ф08-1449/03-25550Р подтверждается отмена постановления от 04.12.02 N 104
о привлечении ЗАО “Лесники“ к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса.

Согласно статье 23.29 Кодекса дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.4 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль. При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе в том числе старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы и старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители, государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 7 пункта 8 Положения о ГУПР по Краснодарскому краю, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 267, (л. д. 38 - 50) ГУПР по Краснодарскому краю является специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, правомочным осуществлять государственный контроль в области природопользования, рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и
природопользования, налагать административные взыскания за указанные правонарушения.

Согласно пункту 1.3 Положения о Горно-Черноморском межрайонном отделе ГУПР по Краснодарскому краю от 16 августа 2002 года данный отдел не является юридическим лицом, представляет Государственную службу государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю на подведомственной территории. Начальник отдела по должности является старшим государственным инспектором на соответствующей территории.

Сторонами по делу не оспаривается факт нахождения ЗАО “Лесники“ на территории, где контроль за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет Горно-Черноморский межрайонный отдел ГУПР по Краснодарскому краю.

При таких обстоятельствах выводы о нарушении требований части 5 статьи 4.1 Кодекса и отсутствии у Горно-Черноморского межрайонного отдела ГУПР по Краснодарскому краю оснований для принятия постановления от 17.06.03 N 37 сделаны судом по недостаточно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Кроме того, судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии в действиях ЗАО “Лесники“ состава административного правонарушения, за который последний привлечен к административной ответственности, а потому решение суда в части признания незаконным и отмены постановления от 17.06.03 N 37 подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по существу заявленных требований.

При новом рассмотрении дела, с учетом вышеизложенного суду необходимо установить наличие или отсутствие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.4 Кодекса, и принять
решение в соответствии с нормами административного права.

Решение суда в части оставления заявления без рассмотрения сторонами не обжалуется. Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы и не полномочна переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой инстанции. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения в данной части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 28 июля 2003 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14605/03-42/350-34АЖ отменить в части признания незаконным и отмене постановления Горно-Черноморского межрайонного отдела ГУПР Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю от 17.06.03 N 37. В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.МАЦКО

Судьи

Л.И.БАКА

Л.В.ПАЙМАКОВА