Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.09.2003 N Ф08-3426/2003-1295А Из материалов дела следует, что заявитель осуществляет торговую деятельность. Данные обстоятельства суд не исследовал и не проверил характер деятельности общественной организации. Вместе с тем, от этого зависит обоснованность использования налоговой льготы, установленной нормами Налогового кодекса РФ, поскольку такой льготой могут пользоваться лишь некоммерческие организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 сентября 2003 года Дело N Ф08-3426/2003-1295А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - Славянского районного отделения Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, представителей от заинтересованного лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю на решение от 10.04.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3374/2003-22/26, установил следующее.

Славянское районное отделение Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (далее - общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю (далее - УМНС) о признании недействительным решения УМНС от 15.11.2002 N 2.23-07/9.

Решением суда от 10.04.2003 требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в силу статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации для применения льготы по единому социальному налогу достаточно, чтобы инвалиды составляли не менее 80% среди членов общественной организации инвалидов.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе УМНС просит решение от 10.04.2003 отменить и отказать в иске. Заявитель указывает, что в штате общества с июля по декабрь состояло более 40 человек, из них инвалидом является только руководитель, поэтому в силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком единого социального налога.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель общества просила оставить решение от 10.04.2003 без изменения, представитель ИМНС поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что решение от 10.04.2003 подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, учредителями и членами Славянского районного отделения Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане являются пять человек - инвалидов войны в Афганистане.

УМНС провела повторную выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты единого социального налога за второе полугодие 2001 года. По итогам проверки составлен акт N 07-12/268 от 31.10.2002, которым установлено, что фактически в обществе работали: в июле, августе и октябре - 48 человек, в сентябре - 46 человек, в ноябре - 45 человек и
декабре - 47 человек.

По итогам проверки заместитель руководителя УМНС вынес решение от 15.11.2002 N 2.23-07/9, которым общество привлечено к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 25,4 тыс. рублей, по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 300 рублей, по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации - 50,8 тыс. рублей. Также обществу предложено уплатить единый социальный налог в сумме 127 тыс. рублей и пени в размере 37,2 тыс. рублей.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты единого социального налога освобождаются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения.

Из анализа материалов дела следует, что 100% членов истца являются инвалидами войны в Афганистане. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.

Доводы УМНС о том, что работники общества не являются инвалидами, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку эти обстоятельства не влияют в данном случае на обоснованность применения налоговой льготы.

В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации в Кодексе применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли, если иное не предусмотрено Кодексом.

Льготой, установленной статьей 239 Налогового кодекса Российской Федерации, пользуются общественные организации инвалидов. В настоящей статье не установлено содержание понятия “общественная организация“, поэтому в данной части следует руководствоваться гражданским законодательством. В силу статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественная организация является некоммерческой организацией. На основании статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь
постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана, прибыль от предпринимательской деятельности не может распределяться между участниками некоммерческой организации.

Из представленного в деле штатного расписания общества следует, что заявитель осуществляет торговую деятельность. Данные обстоятельства суд не исследовал и не проверил характер деятельности общества. Вместе с тем от этого зависит обоснованность использования налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку такой льготой могут пользоваться лишь некоммерческие организации.

В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе устанавливать новые обстоятельства по делу, в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 10.04.2003 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.04.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3374/2003-22/26 отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд, в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.