Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.07.2003 N Ф08-2611/2003-952А Предусмотренное НК РФ запрещение на проведение повторных проверок существует только для налогоплательщиков. Судом по ранее рассмотренному делу не устанавливались фактические обстоятельства, не исследовались вопросы правомерности доначислений по результатам налоговой проверки, не проверялись расчеты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 июля 2003 года Дело N Ф08-2611/2003-952А

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей от заявителя - коллегии адвокатов Республики Северная Осетия - Алания, представителей заинтересованного лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Северная Осетия - Алания, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 22.04.2003 по делу N А61-357/2003-4, установил следующее.

Коллегия адвокатов Республики Северная Осетия - Алания (далее -
коллегия адвокатов РСО - Алания) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республики Северная Осетия - Алания (далее - УМНС по РСО - Алания) о признании незаконным решения налогового органа от 24.12.2002 N 82 о взыскании 185917 рублей недоимки по налогам, 28546 рублей пеней и 133204 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 22.04.2003 решение УМНС по РСО - Алания от 24.12.2002 N 82, вынесенное на основании акта проверки от 06.12.2002, признано незаконным со ссылкой на нарушение налоговым органом части 3 статьи 87 и статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд указал, что налоговый орган неправомерно произвел повторную выездную проверку по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 30.06.2002, так как ранее тем же налоговым органом уже проводилась выездная налоговая проверка по вопросам правильности начисления и уплаты указанного налога за этот же период.

В кассационной жалобе УМНС по РСО - Алания просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие их нормам материального права и процессуального права. По мнению заявителя, проверка деятельности коллегии адвокатов, проведенная в декабре 2002 года, не является повторной, в связи с чем вывод суда об обоснованности заявленных требований не соответствует нормам материального права.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 26.07.2002 N 172 УМНС по РСО - Алания проводилась налоговая проверка Президиума коллегии адвокатов РСО -
Алания по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 30.06.2002. По результатам проверки составлен акт от 16.08.2002 и принято решение N 61 от 11.09.2002 о доначислении 185917 рублей единого социального налога, 28546 рублей пеней и 133204 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 09.10.2002 по делу N А61-1207/2002-14 решение налогового органа N 61 от 11.09.2002 признано недействительным в связи с тем, что Президиум коллегии адвокатов не является участником налоговых правоотношений, не имеет обязанности налогоплательщика по уплате налогов и в отношении него не может быть проведена налоговая проверка в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании решения от 22.11.2002 N 267 УМНС по РСО - Алания проведена выездная налоговая проверка коллегии адвокатов РСО - Алания по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет единого социального налога за период деятельности с 01.01.2001 по 30.06.2002.

Результаты проверки отражены в акте от 06.12.2002, где указано о доначислении 185917 рублей единого социального налога, 28546 рублей пеней и 133204 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения акта проверки налоговой инспекцией принято решение от 24.12.2002 N 82 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением истцу начислен единый социальный налог, пени и штрафные санкции. Не согласившись с данным решением, коллегия адвокатов по РСО - Алания обратилась с заявленными требованиями.

Принимая решение о признании незаконным решения налогового органа N 82 от 24.12.2002 о привлечении к налоговой ответственности коллегии адвокатов РСО-А,
суд сослался на пункт 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации и на часть 3 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организациями для целей Налогового кодекса Российской Федерации понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

Следовательно, предусмотренное статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации запрещение на проведение повторных проверок существует только для налогоплательщиков.

Как указано в решении суда от 22.04.2003, Президиум коллегии адвокатов не является участником налоговых правоотношений, не имеет обязанности налогоплательщика, а соответственно, и вывод суда, что коллегия адвокатов и Президиум коллегии адвокатов РСО-А являются одним и тем же налогоплательщиком, является необоснованным.

Судом при рассмотрении дела N А61-1207/2002-14 не устанавливались фактические обстоятельства, не исследовались вопросы правомерности доначислений по результатам налоговой проверки, не проверялись расчеты.

Ссылка суда на пункт 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным
актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, по вышеизложенным обстоятельствам является неправомерной.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.04.2003 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-357/2003-4 отменить.

Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.