Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.07.2003 N Ф08-2537/2003-970А В соответствии с ФЗ “Об административной ответственности... за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта...“ купля-продажа юридическим лицом алкогольной продукции без маркировки, а также хранение, перевозка такой продукции влекут наложение штрафа. Общество (заявитель) не нарушало указанные требования, поскольку изъятая продукция принадлежала родственнице продавца, а не обществу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 июля 2003 года Дело N Ф08-2537/2003-970А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителя общества с ограниченной ответственностью “Виктория“, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС Российской Федерации N 3 по г. Краснодару на решение от 26.09.2002 и постановление от 04.03.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16618/2002-19/410-4АЖ, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Виктория“ (далее - ООО “Виктория“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИМНС России N 3 по г. Краснодару (далее - Инспекция) о признании недействительным постановления Инспекции 24.06.2002 N 157 А о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Федерального
закона “О государственном регулировании производства и оборота, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что материалами дела не подтверждается реализация алкогольной продукции обществом в принадлежащем ему магазине “Юлия“. Протокол об административном правонарушении составлен неправомочным органом.

Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу. Ответчик полагает, что является органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Инспекция о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что судебные акты не подлежат отмене.

Как видно из материалов дела, 20.06.2002 сотрудниками налоговой инспекции проведена проверка магазина, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская, 139.

В ходе проверки установлен факт хранения алкогольной продукции, не имеющей региональных специальных марок, который зафиксирован в протоколе от 20.06.2002 N 250 об административном правонарушении. В протоколе также отмечено, что обнаруженная на складе магазина “Юлия“ алкогольная продукция принадлежит Ваниян Д.Г., которая не является работником магазина. Факт реализации продукции работниками Инспекции не зафиксирован.

В своих объяснениях директор магазина пояснила, что магазин не осуществлял реализацию алкогольной продукции в связи с отсутствием лицензии. Постановлением от 24.06.2002 N 157 А ООО “Виктория“ привлечено к административной ответственности по статье 10 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Оставляя судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции руководствуется
следующим.

Привлечение истца к административной ответственности осуществлено в соответствии с нормами Закона Российской Федерации “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, действовавших во время производства по административному делу.

В соответствии со статьями 12 и 26 указанного Закона алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками или региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ купля-продажа юридическим лицом алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка такой продукции влекут наложение штрафа.

Проверкой установлено, что ООО “Виктория“ не нарушало указанные требования, поскольку изъятая алкогольная продукция принадлежала родственнице продавца, а не ООО, поэтому отсутствует состав правонарушения.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченными лицами, является ошибочным.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 783 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.08.2002 N 649) утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с данным Положением Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Основными задачами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам являются: осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее именуется - этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; осуществление в установленном порядке лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечение контроля за соблюдением условий указанной деятельности; составление и ведение в установленном порядке государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также ведение государственного реестра организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли; осуществление контроля за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за распределением квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и их использованием, принятие участия в разработке годовых балансов производства и потребления этилового спирта; осуществление контроля за объемами производства, розлива, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции; участие в разработке государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области контроля за производством
и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; проведение экспертизы и обследования организаций для определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; участие в разработке минимальных отпускных, оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию; анализ отчетных и статистических данных, результатов проверок на местах, информации и сведений, получаемых от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разработка мероприятий по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; обеспечение установки и пломбирования в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществление контроля за ремонтом и заменой указанных приборов.

Таким образом, органы налоговой инспекции являются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Вместе с тем частью 2 данной статьи установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса
определено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 14.16 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 20.06.2002 N 250 составлен должностными лицами Инспекции в пределах их компетенции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.10.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16618/2002-19/410-4АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.