Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2003 N Ф08-2362/2003 Поскольку АПК РФ и федеральными законами не предусмотрена возможность в судебном порядке понудить органы исполнительной власти издать нормативный акт, следовательно, данный спор суду неподведомственен и прекращение производства по делу признано правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 июля 2003 года Дело N Ф08-2362/2003“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - открытого акционерного общества “Севосгаз“, ответчика - Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Севосгаз“ на определение от 29.04.2003 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-356/2003-5, установил следующее.

ОАО “Севосгаз“ обратилось в арбитражный суд с иском к Правительству Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее -
Правительство) об обязании ответчика принять постановление об утверждении розничных цен на сетевой и сжиженный газ.

Определением от 29.04.2003 производство по делу прекращено со ссылкой на неподведомственность данного спора суду.

В кассационной жалобе ОАО “Севосгаз“ просит отменить определение о прекращении производства, дело направить для рассмотрения по существу. В жалобе заявитель указывает, что Правительство Республики Северная Осетия - Алания длительное время не исполняет обязанность, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, по утверждению розничных цен на сетевой и сжиженный газ. Вследствие этого ОАО “Севосгаз“ несет убытки от реализации газа по заниженной цене.

Правительство в отзыве на жалобу отклонило ее доводы, указывая, что споры о понуждении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации принять нормативный акт арбитражному суду неподведомственны.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по утверждению цен на газ, реализуемый населению.

Как видно из материалов дела, истец неоднократно обращался в Правительство Республики Северная Осетия - Алания с просьбой утвердить цены на сжиженный и сетевой газ.

Однако цены на указанный товар уполномоченным органом урегулированы не были, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Суд, прекращая производство по делу, исходил из того, что споры об обязании государственных органов совершать действия арбитражному суду неподведомственны.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с
осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Названная норма Кодекса определяет компетенцию арбитражных судов в указанной сфере.

В силу части 5 статьи 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом они отнесены к компетенции арбитражного суда.

В данном случае истцом заявлено требование об обязании ответчика принять постановление об утверждении розничных цен на газ. Этот вопрос относится к сфере публичных правоотношений.

Однако упомянутой нормой Кодекса и федеральными законами не предусмотрена возможность в судебном порядке понудить органы исполнительной власти издать нормативный акт, следовательно, данный спор суду неподведомственен и прекращение производства по настоящему делу является правомерным.

Таким образом, основания для отмены обжалованного определения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 29.04.2003 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-356/2003-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.