Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.06.2003 N Ф08-2003/2003 Дело направлено на новое рассмотрение для выяснения судом в соответствии с требованиями закона способности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 июня 2003 года Дело N Ф08-2003/2003“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от уполномоченного органа - Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Российской Федерации в Республике Калмыкия, в отсутствие заявителя - ликвидационной комиссии муниципального унитарного предприятия “Сити Чесс Телеком“, должника - муниципального унитарного предприятия “Сити Чесс Телеком“, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Российской Федерации в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2002 и определение от
04.04.2003 по делу N А22-1421/2002/8-78, установил следующее.

Ликвидационная комиссия МУП “Сити Чесс Телеком“ обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ликвидируемого должника - МУП “Сити Чесс Телеком“.

Решением от 26.12.2002 ликвидируемый должник, МУП “Отель Сити Чесс“, признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим назначен председатель ликвидационной комиссии. Конкурсному управляющему предписано дать соответствующие объявления в журналах “Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ“ и “Вестник ФСФО РФ“.

Решение обосновано тем, что обращение должника в суд соответствует требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве, Закон), в отношении должника подлежит применению упрощенная процедура банкротства.

Определением от 04.04.2003 конкурсное производство завершено в связи с выводом об отсутствии у предприятия денежных средств и имущества, необходимых для погашения кредиторской задолженности.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ТО ФСФО России в Республике Калмыкия (далее - ТО ФСФО) просит отменить вынесенные по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в связи с тем, что судом нарушены требования статей 62, 63 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормы Закона о банкротстве.

МУП “Сити Чесс Телеком“ отзыва на кассационную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель ТО ФСФО повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и выслушав представителя ТО ФСФО, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением представителя Президента Республики Калмыкия в административно-территориальном образовании с особым статусом “Сити Чесс“ от 01.12.2002 N 26-1 принято решение о ликвидации МУП “Сити
Чесс Телеком“ и создании ликвидационной комиссии.

Из бухгалтерского баланса по состоянию на 11.12.2002 следует, что основные средства в виде имущества у предприятия отсутствуют. По представленным должником данным задолженность по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды составляет 74464 рубля 45 копеек, кредиторская задолженность - 357339 рублей 55 копеек, по иным статьям - 22800 рублей. Размер дебиторской задолженности составил 116512 рублей 47 копеек.

Ссылаясь на отсутствие достаточного для удовлетворения требований кредиторов имущества, ликвидационная комиссия МУП “Отель Сити Чесс“ обратилась в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ликвидируемого должника.

В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Согласно представленной ТО ФСФО справке от 23.04.2003, сведения о добровольной ликвидации МУП “Сити Чесс Телеком“ в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.

Статья 63 Кодекса содержит следующие требования к порядку ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение должником вышеуказанных требований закона.

Не представлены документы, свидетельствующие о соответствии кандидатуры конкурсного управляющего статьям 20 и 23 Закона о банкротстве.

В нарушение статьи 124 Закона конкурсное производство введено сроком на 6 месяцев. Ходатайств кредиторов о сокращении предусмотренного данной статьей годичного срока в материалах дела не имеется. Более того, конкурсное производство завершено по истечении трех месяцев после его введения.

В деле отсутствуют данные, свидетельствующие о надлежащем исполнении конкурсным управляющим в этот период предусмотренных пунктом 2 статьи 129 Закона обязанностей по принятию, инвентаризации, оценке имущества должника, предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании, заявлении возражений относительно требований кредиторов, ведению реестра их требований, принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. В частности, согласно балансу предприятия размер дебиторской задолженности предприятия составил 140152 рубля, однако данных о принятии конкурсным управляющим мер по истребованию задолженности в материалах дела не имеется.

В нарушение статьи
35 Закона представитель работников должника не привлечен к участию в деле.

Согласно представленным должником данным, у последнего имеется задолженность по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, однако сведения о привлечении к участию в деле уполномоченного органа ТО ФСФО отсутствуют.

В силу статей 28 и 231 Закона официальным изданием для опубликования сведений по вопросам, связанным с банкротством, является “Российская газета“. Публикация соответствующих сведений в других изданиях не соответствует требованиям закона.

Ввиду несоответствия требованиям закона решения о признании должника банкротом и введении конкурсного производства отмене подлежит также определение о завершении конкурсного производства. Дело следует направить на новое рассмотрение для выяснения судом в соответствии с требованиями закона способности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2002 и определение от 04.04.2003 по делу N А22-1421/2002/8-78 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.