Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.06.2003 N Ф08-1791/03 по делу N А63-115/01-С3 Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не проверил расчет не взысканной судом задолженности ответчиков, не установил принадлежность жилищного фонда, в котором проживают инвалиды и семьи, имеющие детей и инвалидов, а также уровень финансирования подразделений милиции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2003 г. N Ф08-1791/03

Дело N А63-115/01-С3

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Амбаловой С.М., судей Переход И.А. и Плотниковой Л.Н. (докладчик), при участии в судебном заседании от истца - государственного унитарного предприятия “Ставрополькоммунэлектро“ - Павловой Ю.А. (доверенность от 01.01.03 N 4015), в отсутствие ответчиков - администрации г. Новоалександровска, Министерства финансов Ставропольского края, Новоалександровской районной администрации, третьего лица - правительства Ставропольского края, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания и заявивших о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия “Ставрополькоммунэлектро“ на постановление апелляционной инстанции (судьи
Жолудева В.Ф., Есауленко Л.М., Лысенко Л.А.) Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.03 по делу N А63-115/01-С3, установил следующее.

ГУП “Ставрополькоммунэлектро“ обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Новоалександровской районной администрации и Министерству финансов Ставропольского края с иском о взыскании 273 887 рублей выпадающих доходов в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан, а также 100 рублей морального вреда в порядке регресса. Определением от 23.03.01 арбитражный суд прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью арбитражному суду спора по выделению средств из бюджета различных уровней и перераспределению средств между бюджетами. Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.01 определение от 23.03.01 отменено, дело направлено для рассмотрения в суд первой инстанции по существу.

Истец до вынесения решения уточнил исковые требования и просил взыскать 34 284 рублей с администрации г. Новоалександровска из средств местного бюджета; 23 326 рублей с Министерства финансов Ставропольского края из средств краевого бюджета; 216 277 рублей с Министерства финансов Ставропольского края из средств федерального бюджета. Определением от 31.01.02 к участию в деле привлечены в качестве ответчика администрация г. Новоалександровска, в качестве третьего лица - правительство Ставропольского края. Решением арбитражного суда от 20.03.02 в пользу ГУП “Ставрополькоммунэлектро“ взыскано с администрации г. Новоалександровска 34 284 рубля, с Министерства финансов Ставропольского края - 239 603 рубля компенсации по предоставлению льгот. В остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ответчики обязаны возместить из средств бюджета выпадающие доходы истца, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан предусмотренных законом льгот по оплате электроэнергии. Суд указал, что требования о взыскании морального вреда неподведомственны арбитражному суду. Постановлением апелляционной
инстанции от 27.01.03 решение от 20.03.02 отменено. С администрации г. Новоалександровска в пользу ГУП “Ставрополькоммунэлектро“ взыскано 17 658 рублей компенсации выпадающих доходов, с Министерства финансов Ставропольского края - 192 050 рублей. В остальной части иска отказано.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду “...Федеральным законом “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“...“.

Судебный акт мотивирован тем, что из материалов дела невозможно определить принадлежность жилого фонда, в котором проживают инвалиды, и за счет какого уровня бюджета финансируются подразделения милиции. В кассационной жалобе ГУП “Ставрополькоммунэлектро“ просит отменить постановление апелляционной инстанции от 27.01.03 в части отказа в иске о взыскании 43 624 рублей выпадающих доходов в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и 43 787 рублей - в соответствии с Федеральным законом “О милиции“. Заявитель ссылаясь на то, что указанные суммы подтверждаются актами сверки, составленными с ответчиками по определению суда апелляционной инстанции. В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Ставропольского края возражало против доводов кассационной жалобы, указывая на их необоснованность. Изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 27.01.03 подлежит частичной отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям. Из материалов дела видно, что в период с 01.01.2000 по 01.01.01 ГУП “Ставрополькоммунэлектро“ в лице своего филиала в г. Новоалександровске предоставляло населению льготы по оплате стоимости потребленной электроэнергии в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны“, Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, постановлением главы администрации Ставропольского края от 8 июня 1992 года “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, Законом Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“, Законом Российской Федерации “О ветеранах“, Федеральным законом “О статусе военнослужащих“, Федеральным законом “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации“, Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов Российской Федерации“, Законом Российской Федерации “О милиции“. Компенсация предоставленных льгот не производилась, что и послужило причиной обращения с иском в суд. Исковое требование о взыскании в порядке регресса 100 рублей мотивировано тем, что решением Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 26.07.2000 с истца в пользу гражданина Андросова М.Д. взыскано 100 рублей компенсации морального вреда в связи с тем, что ГУП “Ставрополькоммунэнерго“ отказалось предоставлять ветерану предусмотренные законом льготы при оплате электроэнергии. Взыскание судом указанной суммы явилось следствием противоправных действий истца, поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении этой части иска. Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.03 требования о взыскании выпадающих доходов в результате предоставления льгот по оплате за электроэнергию в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Законом Российской Федерации “О милиции“ оставлены без удовлетворения. Суд исходил из того, что в материалы дела не представлены документы, Ф.И.О. собственности жилья, в котором
проживают лица, имеющие право на льготы соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, а Ф.И.О. бюджета, из которого финансируются подразделения милиции. Судом апелляционной инстанции при частичном отказе в удовлетворении иска не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора: за счет бюджета какого уровня подлежит возмещение предоставленных льгот указанным категориям граждан при оплате за потребленную электроэнергию. В соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. Статьей 17 названного Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установлена скидка не ниже 50% от суммы оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Порядок предоставления названных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно пункту 16 названных Правил расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Реализация льгот лицам указанной категории производится за счет различных уровней финансирования. В соответствии с Законом Российской Федерации “О милиции“ сотрудникам милиции и проживающим с
ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка при оплате коммунальных услуг. Указанная скидка предоставляется названным лицам независимо от вида жилищного фонда и компенсируется из средств тех бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 209 “О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: патрульно-постовая служба, участковые инспектора, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, инспекция по делам несовершеннолетних, подразделения по исполнению административного наказания в Российской Федерации, специальные приемники для лиц, подвергнутых административному аресту. Кроме того, в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации входят иные подразделения, которые финансируются за счет федерального бюджета, в частности, подразделения криминальной милиции (постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года N 925), а также подразделения, финансируемые за счет местных бюджетов. Согласно статьям 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле. Для отказа в удовлетворении иска за счет ответчиков арбитражный суд должен был истребовать от них доказательства того, что обязанность по компенсации выпадающих доходов истца при предоставлении льгот гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Законом Российской Федерации “О милиции“ на них не возлагается в связи с тем, что все указанные категории граждан проживают в домах федерального жилого фонда, а деятельность подразделений милиции, работники которых получили льготы, финансируется из федерального бюджета. При возражении против удовлетворения иска такие
доказательства ответчиками не представлены. Арбитражный суд вправе предложить указанным лицам представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта. При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить расчет не взысканной судом задолженности ответчиков, установить принадлежность жилищного фонда, в котором проживают на территории г. Новоалександровска инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, а также уровень финансирования подразделений милиции. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.03 по делу N А63-115/01-С3 в части отказа в удовлетворении иска отменить. Дело в этой части передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ставропольского края. В остальной части постановление оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.М.АМБАЛОВА

Судьи

И.А.ПЕРЕХОД

Л.Н.ПЛОТНИКОВА