Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 17.03.2004 N КА-А40/1785-04 Пенсионный фонд РФ может обратиться в суд с требованием о взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений по персонифицированному учету не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 марта 2004 г. Дело N КА-А40/1785-04“

(извлечение)

Государственное учреждение Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Государственному унитарному предприятию аптека N 21 “Кожухово“ с иском о взыскании штрафа за непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 декабря 2003 г. в удовлетворении иска отказано. При этом суд исходил из того, что истцом нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности, поскольку копия акта
проверки ему не направлялась, решение о привлечении к ответственности вынесено без его участия, а он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, истец пропустил шестимесячный срок давности взыскания налоговой санкции, установленный ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд в кассационной жалобе просит о его отмене, ссылаясь на нарушение ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ от 01.04.1996 “Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования“ (в ред. от 25.10.2001 N 138-ФЗ), ст. 115 Налогового кодекса РФ.

По мнению Пенсионного фонда, неправомерным является вывод суда о том, что он пропустил срок давности взыскания штрафа, так как срок взыскания начинает течь не с момента совершения правонарушения, а с момента его обнаружения и составления соответствующего акта. Истцом была соблюдена процедура привлечения Предприятия к ответственности. Противоположный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Представитель Пенсионного фонда в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Предприятия возражал против доводов, изложенных в жалобе.

Законность судебного акта Арбитражного суда г. Москвы по настоящему делу проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.

Арбитражный суд установил, что ответчиком было совершено правонарушение, выразившееся в нарушении срока предоставления сведений по персонифицированному учету в Пенсионный фонд. Вместе с тем истцом не соблюден порядок привлечения Предприятия к ответственности, поскольку решение о привлечении к ответственности не принималось, Предприятие было лишено возможности представлять доказательства в обоснование своей невиновности, а в нарушение действующего законодательства сразу было выставлено требование
N 104 от 18.08.2003 (л. д. 8).

Суд пришел к выводу, что указанное правонарушение не является длящимся, срок давности начинает течь с момента его совершения, и на момент обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с иском он был пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда обоснованы.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, (ст. 5 ФЗ N 27-ФЗ).

Согласно ст. 16 ФЗ N 27-ФЗ от 01.04.1996 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ органы Пенсионного фонда имеют право требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Законом, осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным.

Закон обязывает страхователя представить такие сведения до 1 марта соответствующего года. В этой связи суд правильно указал, что срок на взыскание штрафа начинает течь со следующего дня.

Правильно применив нормы материального и процессуального права, в том числе ст. 115 НК РФ, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Пенсионного фонда о взыскании штрафа.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 декабря 2003 г. по делу N А40-41031/03-106-414 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.