Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2003 N Ф08-766/2003-282А Дело передано на новое рассмотрение, при котором необходимо исследовать обстоятельства соблюдения истцом условий пользования льготами, в том числе выяснить, соответствуют ли платежи, произведенные по представленным в материалы дела платежным поручениям, критериям инвестиционных вложений, установленным Министерством инвестиционной политики субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 апреля 2003 года Дело N Ф08-766/2003-282А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей сторон общества с ограниченной ответственностью “СФГ-Лизинг“ и ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста на решение от 09.12.2002 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1336/2002/8-75, установил следующее.

ООО “СФГ-Лизинг“ обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста (далее
- ИМНС России по г. Элиста) о признании недействительным решения ИМНС России по г. Элиста от 17.12.2001 N 1653 и обязании возвратить 233737 рублей 42 копейки, а также проценты, начисленные на указанную сумму, в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 09.12.2002 иск удовлетворен, решение ИМНС России по г. Элиста от 17.12.2001 N 1653 признано недействительным. На ИМНС России по г. Элиста возложена обязанность возвратить ООО “СФГ-Лизинг“ 233737 рублей 42 копейки и начисленные на указанную сумму проценты.

Решение мотивировано тем, что ООО “СФГ-Лизинг“ является предприятием, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия, и пользуется льготой по налогу на прибыль в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 12 марта 1999 года N 12-11-3 “О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия“, в связи с чем доначисление налоговым органом налога на прибыль в местный бюджет признано судом неправомерным.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

ИМНС России по г. Элиста обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в иске. По мнению налогового органа, произведенные истцом платежи не могут рассматриваться как инвестиционные, поскольку производились за услуги, оказываемые истцу ОАО “Калмыцкий Бизнес-Центр“, стоимость которых определена с учетом налога на добавленную стоимость. Податель жалобы полагает, что судом не выяснены вопросы, связанные с порядком предоставления льгот и условиями пользования льготами.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию
того же суда по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговым органом в адрес ООО “СФГ-Лизинг“ направлено требование N 2160 об уплате налога на прибыль в местный бюджет в сумме 210267 рублей, пени - 21018 рублей 29 копеек и 42053 рублей штрафных санкций, начисленных на основании части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 04.12.2001, со сроком исполнения до 10.12.2001.

В связи с неисполнением вышеуказанного требования налоговый орган принял решение от 17.12.2001 N 1653 о взыскании с ООО “СФГ-Лизинг“ задолженности в сумме 233562 рублей 27 копеек.

ООО “СФГ-Лизинг“ платежным поручением от 19.12.2001 N 4009 перечислило на счета отделения федерального казначейства по г. Элиста 233737 рублей 42 копейки, из которых налог на прибыль составил 210267 рублей, пени - 23470 рублей 42 копейки.

Полагая, что решение налогового органа от 17.12.2001 N 1653 является необоснованным, ООО “СФГ-Лизинг“ обратилось в суд с данным иском.

При разрешении спора суд неполно исследовал фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.

Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.

В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 12 марта 1999 года N 12-II-З “О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия“ предприятиями, осуществляющими инвестиции в экономику Республики Калмыкия, для целей настоящего Закона признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации
на территории республики после введения в действие настоящего Закона вне зависимости от места происхождения капитала, в том числе с участием иностранных юридических и физических лиц, а также филиалы, представительства и иные территориально обособленные подразделения предприятий, созданные за пределами республики, не являющиеся юридическими лицами, осуществившие постановку на налоговый учет на территории республики после введения в действие настоящего Закона и отвечающие следующим требованиям: если указанные предприятия а) не являются недропользователями на территории республики; б) зарегистрированы в качестве предприятия, осуществляющего инвестиции в экономику Республики Калмыкия, при Министерстве инвестиционной политики Республики Калмыкия; в) инвестиции предприятия в экономику Республики Калмыкия удовлетворяют критериям, устанавливаемым Министерством инвестиционной политики Республики Калмыкия в соответствии с настоящим Законом.

Предприятия, осуществляющие инвестиции в экономику Республики Калмыкия, освобождаются от уплаты налогов и сборов, в том числе от налога на прибыль (доход) в части, зачисляемой в бюджет республики (статья 3 Закона).

Решением Элистинского городского собрания от 25 января 2001 года N 7 “О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия“ предприятия, осуществляющие инвестиции в экономику Республики Калмыкия, реализующие инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, освобождены от уплаты налогов в бюджет г. Элисты, в том числе и от налога на прибыль (доход) организаций в части, зачисляемой в городской бюджет.

Распоряжением Министерства инвестиционной политики Республики Калмыкия от 15.03.99 N 3-РП/СМ установлено, что предприятия являются инвесторами в соответствии с Законом Республики Калмыкия “О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия“ при условии осуществления инвестиций в инвестиционные проекты в сумме не менее 1000 рублей.

Положения статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 12 марта
1999 года N 12-11-3 об определении критериев инвестиций в экономику Республики Калмыкия, при осуществлении которых предприятие имеет право на льготу, распоряжение Министерства инвестиционной политики Республики Калмыкия от 15 марта 1999 года N З-РП/СМ/15, которым установлены инвестиционные проекты, осуществление вложений в которые предоставляет предприятиям право на льготу, также не противоречат требованиям статьи 4 Налогового кодекса, предусматривающей компетенцию органов исполнительной власти издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, не изменяя и не дополняя законодательство о налогах и сборах.

Однако судом неполно выяснены обстоятельства соблюдения истцом условий для получения льготы по налогу на прибыль.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на письмо Министерства инвестиционной политики Республики Калмыкия от 22.08.2002 N 266-С, в котором указано, что ООО “СФГ-Лизинг“ зарегистрировано в реестре предприятий, осуществляющих инвестиции в экономику Республики Калмыкия, серия Д N 00130 от 24.08.2000, и деятельность предприятия подпадает под действие Закона Республики Калмыкия “О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия“.

В качестве доказательств осуществления налогоплательщиком инвестиционной деятельности в материалы дела представлены платежные поручения от 30.03.2001 N 106 на сумму 8628 рублей, от 19.07.2001 N 383 на сумму 8772 рубля, от 24.07.2001 N 393 на сумму 8775 рублей (л.д. 27, 28, 30) о перечислении денежных средств ОАО “Калмыцкий бизнес центр“. В разделе “назначение платежа“ данных платежных поручений указано “за услуги ОАО “КБЦ“ согласно оферте от 19.03.99, в том числе НДС“. Указанным платежным поручениям суд не дал надлежащей оценки, не выяснил, какие услуги были оказаны истцу, не исследовал характер данных платежей, а следовательно, не исследовал вопрос о том, относятся ли данные платежи к
инвестиционным. В указанных платежных поручениях имеется ссылка на оферту, однако оценка платежам с учетом данной оферты также не дана, не выяснено, соответствует ли данный платеж критериям инвестиционных вложений, установленным Министерством инвестиционной политики Республики Калмыкия.

В материалах дела имеются две оферты, датированные 19.03.99. Из ксерокопии оферты от 19.03.99, представленной на листе дела 13, следует, что назначением платежа, перечисляемого налогоплательщиком, является “инвестиционный платеж на программу развития административного территориального образования “Сити-Чесс“, НДС не облагается“. Из текста другой оферты от 19.03.99 (л.д. 14) следует, что назначением платежа является оплата “за услуги ОАО “КБЦ“ согласно оферте (договору) от 19.03.99 с учетом НДС“. Данным обстоятельствам судом оценка также не дана.

Материалы дела свидетельствуют, что оспариваемое решение принято на основании постановления налогового органа N 01-18/2239. Однако указанный акт в материалах дела отсутствует.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать обстоятельства соблюдения истцом условий пользования льготами, предусмотренными Законом Республики Калмыкия от 12.03.99 N 12-11-3 и решением Элистинского городского собрания от 25.01.2001 N 7, в том числе выяснить, соответствуют ли платежи, произведенные по представленным в материалы дела платежным поручениям, критериям инвестиционных вложений, установленным Министерством инвестиционной политики Республики Калмыкия, дать оценку представленным сторонами доказательствам, оценить действия истца по применению льгот, исходя из его добросовестности и отсутствия злоупотребления правом с учетом соразмерности сумм осуществленных им инвестиционных вложений и сумм полученных налоговых льгот, и принять решение в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.12.2002 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1336/2002/8-75 отменить.

Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.