Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2003 N Ф08-1124/2003-429А Нормами Закона края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ установлено, что при наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 апреля 2003 года Дело N Ф08-1124/2003-429А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании ответчика - предпринимателя Чалюк Г.В., рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Кропоткину на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2002 по делу N А32-6840/2002-23/164-52/368, установил следующее.

ИМНС России по г. Кропоткину (далее - налоговая инспекция) обратилась с иском о взыскании с предпринимателя Чалюк Г.В. (далее - предприниматель) 2356 рублей 20 копеек недоимки по единому налогу на вмененный доход, 313 рублей 55 копеек пени, 235 рублей 60 копеек штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ), 157 рублей 8 копеек штрафа по статье 122 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2002 в иске отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 16.09.2002 решение суда от 10.06.2002 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию. Кассационным судом указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, поскольку согласно Закону N 155-КЗ площадь складских помещений, с которых производится розничная торговля и (или) отпуск товаров в собственную розничную торговую сеть, в том числе площадь контейнеров, используемых как складские помещения, в полном объеме включается в расчет единого налога на вмененный доход. Обязанностью предпринимателя является уплата единого налога, исходя из физического показателя - общая площадь (контейнера), используемая в хозяйственной деятельности.

Решением суда от 01.11.2002 в иске отказано. Суд сделал вывод, что площадь контейнера не является стационарной торговой площадью. Налоговым органом не доказан факт использования предпринимателем контейнеров при осуществлении деятельности в IV квартале 2001 года.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, решение налоговой инспекции о взыскании с предпринимателя недоимки, пени и штрафных санкций принято в соответствии с требованиями налогового законодательства и Закона N 155-КЗ.

В судебное заседание налоговая инспекция, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направила. Ответчик возразил против доводов кассационной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав доводы ответчика, Федеральный арбитражный
суд Северо - Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, Чалюк Г.В. является предпринимателем без образования юридического лица согласно свидетельству о государственной регистрации от 30.01.97 N 7471 и осуществляет розничную торговлю. Предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход согласно Закону N 155-КЗ.

Сотрудниками налоговой инспекции 02.10.2001 проведена проверка достоверности физических показателей по единому налогу на вмененный доход (далее - единый налог) по месту осуществления предпринимателем торговой деятельности: Центральный рынок, г. Кропоткин. В ходе проверки установлено, что предпринимателем осуществляется розничная торговля с отпуском товара в собственную розничную сеть с использованием двух контейнеров под складское помещение. По результатам проверки составлены протоколы от 02.10.2001 N 298 и N 299.

По результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой установлено, что расчет единого налога на вмененный доход за IV квартал 2001 года на складское помещение (контейнеры) предпринимателем не представлен, руководителем налоговой инспекции принято решение от 08.10.2001 N 255 о взыскании с Чалюк Г.В. 2356 рублей 20 копеек недоимки по единому налогу, 5 рублей 22 копеек пени за несвоевременную уплату единого налога, 235 рублей 62 копеек штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ и 157 рублей 8 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Требование налоговой инспекции от 08.10.2001 N 969 об уплате суммы недоимки, пени и штрафных санкций оставлено предпринимателем без удовлетворения, что явилось основанием для обращения налоговой инспекции с иском о принудительном взыскании указанных сумм.

Повторно рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции не выполнил требования части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности
указаний кассационного суда, в том числе о толковании Закона, и не учел указаний, изложенных в постановлении кассационного суда от 16.09.2002 об отмене решения от 10.06.2002.

Подпунктом “з“ пункта 1 статьи 3 Закона N 155-КЗ к плательщиками единого налога отнесены физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности согласно приложению 1 (пункт 2 статьи 4 Закона N 155-КЗ).

В статье 2 Закона N 155-КЗ дано понятие общей площади, используемой в хозяйственной деятельности в сфере розничной торговли, под которой понимается площадь торгового зала и складских помещений. В случае осуществления торговой деятельности с иных площадей торгового предприятия, включая площадь выставочных залов, витрин и другие используемые в торговой деятельности площади, единый налог взимается с них в общеустановленном порядке. Площадь складских помещений, с которых производится розничная торговля и (или) отпуск товаров в собственную розничную торговую сеть, в полном объеме включается в расчет единого налога. Для розничной торговли транспортные средства, прицепы к ним и другие передвижные устройства, за исключением емкостей, предназначенных для торговли жидкими продуктами (молоком, квасом, пивом и другими), для целей исчисления единого налога приравниваются к стационарным торговым точкам.

По смыслу названной нормы контейнеры, используемые как складские помещения, с которых производится розничная торговля и (или) отпуск товаров в собственную розничную торговую сеть, для целей исчисления единого
налога приравнены к стационарной торговой точке, а площадь используемых контейнеров - к складской площади.

Расширенные понятия общей площади, используемой в хозяйственной деятельности в сфере розничной торговли, площади складских помещений, стационарных торговых точек по сравнению с понятиями, предусмотренными ГОСТом, даны законодателем, поскольку наряду с другими физическими показателями указанные факторы непосредственно влияют на размер вмененного дохода плательщика единого налога, являющийся объектом налогообложения при применении указанного налога. В данном случае подлежит применению Закон, а не подзаконный акт.

Таким образом, обязанностью предпринимателя является уплата единого налога, исходя из физического показателя - общая площадь (контейнера), используемая в хозяйственной деятельности.

Статьей 5 Закона N 155-КЗ установлено, что при наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 155-КЗ предусмотрено, что в целях единообразного применения настоящего Закона администрации Краснодарского края и управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю предоставлено право издавать инструкции и методические рекомендации по применению настоящего Закона.

Управлением МНС по Краснодарскому краю и департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края издана Инструкция от 29 июня 2001 г. N 01-12-28; 04-07 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Краснодарского края“, пунктом 3.1.8 которой предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю с лотков с использованием стационарных складских помещений, представляют расчеты и получают свидетельства по каждому из указанных подвидов деятельности отдельно.

Факт реализации товаров, хранящихся в контейнерах NN 200 и 201, через 9 торговых точек предпринимателя
отражен в протоколе от 02.10.2001 N 298, подписанном предпринимателем без возражений. Использование контейнеров для хранения товаров с целью их дальнейшей реализации ответчиком не отрицается и подтверждено материалами дела. При таких обстоятельствах ответчик обоснованно привлечен налоговым органом к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в несвоевременной уплате единого налога на вмененный доход за IV квартал 2001 года и в непредставлении расчета по единому налогу.

Суммы подлежащих уплате предпринимателем единого налога на вмененный доход, пеней и штрафных санкций, являющихся предметом спора по настоящему делу, исчислены налоговым органом правильно.

Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, законность решения повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции, кассационный суд считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 229 рублей 68 копеек.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.11.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6840/2002-23/164-52/368 отменить.

Взыскать с Ф.И.О. 2356 рублей 20 копеек недоимки по единому налогу на вмененный доход, 313 рублей 55 копеек пени, 235 рублей 60 копеек, 157 рублей 8 копеек штрафа и в доход федерального бюджета - 229 рублей 68 копеек
госпошлины.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.