Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2003 N Ф08-979/2003-379А В соответствии с нормами КоАП РФ продажа товаров без применения контрольно-кассовых машин образует самостоятельный состав административного правонарушения, оно проявляется и в использовании неисправных контрольно-кассовых машин для осуществления денежных расчетов с населением. У суда не было оснований для отмены оспариваемого постановления налогового органа.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 3 апреля 2003 года Дело N Ф08-979/2003-379А“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону на решение от 15.12.2002 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-17352/2002-С5-33, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью “Энергострой“ Региональной общественной организации инвалидов “Цетрин“ (далее - ООО) обратилось с заявлением о признании незаконным постановления ИМНС России по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 18.11.2002 N 67 о привлечении ООО к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то обстоятельство, что статьей 14.5 КоАП РФ ответственность за применение неисправной контрольно-кассовой машины не установлена.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда. По мнению заявителя, нарушение виновным лицом требований части первой пункта 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904), согласно которому к применению допускаются только исправные контрольно-кассовые машины с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной памяти, является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения руководителя налоговой инспекции от 10.11.2002 N 000147 проведена проверка соблюдения истцом требований Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон о применении ККМ) в магазине “Атлас 4“, расположенном по адресу: ул. Налбандяна, 89, и принадлежащем ООО. По результатам проверки составлен акт от 10.11.2002 N 001010, в котором зафиксировано несоответствие времени - 15 часов 26 минут, отраженного на контрольном чеке, полученном проверяющими в 14 часов 25 минут. На основании акта проверки руководителем налогового органа принято постановление от 18.11.2002 N 67 о привлечении ООО к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 рублей. Данное постановление обжаловано в суд.
Согласно статье 2 Закона о применении ККМ предприятия, которые в соответствии со статьей 1 названного Закона должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением.
В пункте 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904) (далее - Положение) указано, что организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовой машины, обязана выдавать покупателям чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной, где среди прочих обязательных реквизитов должны отражаться дата и время покупки.
Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая, в частности, не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовой машине и их фискальной (контрольной) памяти (подпункт “в“ пункта 8 Положения).
Порядок исчисления времени на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации“ от 08.01.92 N 23.
Следовательно, на выдаваемом покупателю чеке должно быть указано время, исчисленное только в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам приняла решение (протокол N 2/56-2000 от 15.06.2000), что отклонение времени на контрольно-кассовой машине не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Рассматривая дело, суд установил, что факт применения истцом неисправной контрольно-кассовой машины доказан материалами проверки и материалами дела.
Однако суд пришел к ошибочному выводу о том, что ООО привлечено к административной ответственности необоснованно, поскольку статьей 14.5 КоАП РФ ответственность за применение неисправной контрольно-кассовой машины не установлена. Судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин образуют самостоятельный состав административного правонарушения. С объективной стороны правонарушение проявляется не только в несоблюдении обязанностей при осуществлении торговых операций или оказании услуг обязательной выдачи покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанного контрольно-кассовой машиной чека за покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием, но в использовании неисправных контрольно-кассовых машин для осуществления денежных расчетов с населением.
Согласно санкции статьи 14.5 КоАП РФ юридические лица, виновные в совершении рассматриваемого правонарушения, привлекаются к ответственности в виде штрафа от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, поскольку в действиях истца содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, и на ООО наложен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи, у суда не было оснований для признания оспариваемого постановления налогового органа незаконным и отменять его. Решение суда подлежит отмене.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применена норма права, кассационный суд считает возможным принять новое решение об отказе в иске.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.12.2002 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-17352/2002-С5-33 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.