Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2003 N Ф08-928/2003 Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании недействительным постановления о привлечении истца к административной ответственности за загрязнение окружающей среды является правильным, поскольку материалами дела подтверждается факт правонарушения, выразившегося в превышении допустимых норм сброса в водоем загрязняющих веществ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 марта 2003 года Дело N Ф08-928/2003“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей истца - Владикавказского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, представителей ответчика - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Северная Осетия - Алания, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Владикавказского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства на решение от 20.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2003 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-615/2002-14, установил следующее.

Владикавказское МУП водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВМУП
ВКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Комитету природных ресурсов Республики Северная Осетия - Алания (правопредшественнику Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Северная Осетия - Алания, далее - Комитет природных ресурсов) о признании недействительным постановления от 22.05.2002 N 20/19 о наложении штрафа за нарушение природоохранного законодательства в сумме 30000 рублей.

Решением суда от 20.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2003, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт совершения ВМУП ВКХ административного правонарушения в области охраны окружающей среды подтверждается материалами дела. Предусмотренная пунктом 1.3 статьи 87 Закона Республики Северная Осетия - Алания “Об охране окружающей природной среды“ ответственность в виде штрафа в сумме 30000 рублей применена к истцу правомерно.

ВМУП ВКХ не согласилось с решением суда от 20.11.2002 и постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2003, обжаловав их в кассационном порядке. Заявитель жалобы просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить исковые требования. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно не принял во внимание то, что ответчиком нарушен предусмотренный пунктом 5.2 Правил осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации порядок составления протокола об экологическом правонарушении, который, в свою очередь, является основанием для составления акта-предписания об устранении обнаруженного правонарушения. Обжалуемое постановление вынесено до истечения 10-дневного срока, в течение которого акт-предписание от 16.05.2002 N 354/47 мог быть обжалован. В протоколе результатов химического анализа пробы сточных вод от 29.04.2002 N 99 отсутствует дата отбора пробы. Акт отбора пробы сточных вод от 29.04.2002 документально не
увязан с протоколом химического анализа.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судебными инстанциями установлено, и это подтверждается материалами дела, что 29.04.2002 работниками ФГУ “Центрводресурсы“ в присутствии представителя ВМУП ВКХ из сбрасываемых сточных вод очистными сооружениями истца в реку Терек отобраны пробы. Это подтверждается актом N 99, из которого видно, что параллельные и контрольные пробы ВМУП ВКХ не отбирались.

Химический анализ проб показал, что количество загрязняющих веществ превышает лимит предельно допустимого сброса (ПДС), о чем составлен протокол от 06.05.2002 N 99, в котором указаны наименования загрязняющих веществ, их концентрация после очистки и величины превышения ПДС.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в апреле и мае 2002 года на ВМУП ВКХ иные пробы не отбирались и анализ других проб сточных вод из очистных сооружений истца не проводился. Истец не представил доказательств того, что химическому анализу были подвергнуты пробы, не относящиеся к акту от 29.04.2002. При таких обстоятельствах довод истца о том, что в протоколе результатов химического анализа пробы сточных вод не указана дата отбора проб, несостоятелен.

По результатам химического анализа пробы стоков Комитетом природных ресурсов в отношении ВМУП ВКХ составлен акт-предписание от 16.05.2002 N 354/47 по устранению нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Указанный акт поступил в адрес истца 20.05.2002.

На основании акта-предписания главным специалистом Комитета природных ресурсов составлен протокол от 16.05.2002 N 354/40 о нарушении истцом статьи 49 Закона Республики Северная Осетия - Алания “Об охране окружающей природной среды“.

22.05.2002 комиссией по рассмотрению дел о
нарушении законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды республиканской службы охраны окружающей природной среды и природных ресурсов по Республики Северная Осетия - Алания рассматривались вопросы о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений, в том числе ВМУП ВКХ, в отношении которого вынесено постановление N 20/19 о привлечении к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для признания недействительным постановления Комитета природных ресурсов Республики Северная Осетия - Алания соответствуют нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются надлежащими доказательствами.

В соответствии со статьей 49 Закона Республики Северная Осетия - Алания “Об охране окружающей природной среды“ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, обязаны выполнять комплекс мер по охране водоемов от вредного воздействия технологических процессов, в том числе фактора беспокойства, загрязнения и пыления, ухудшающих состояние окружающей природной среды и причиняющих вред здоровью человека. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, обязаны строго соблюдать порядок природопользования и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Статьи 29, 31 названного Закона регламентируют нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, превышение которых влечет административную и иную ответственность физических и юридических лиц.

За нарушение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов статьей 87 Закона Республики Северная Осетия - Алания “Об охране окружающей природной среды“ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от десятикратного до трехсоткратного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Согласно Правилам осуществления государственного экологического
контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов протокол об экологическом правонарушении составляется в соответствии со статьей 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Факт совершения ВМУП ВКХ административного правонарушения в области охраны окружающей природной среды и его вина подтверждаются актом отбора проб, протоколом результатов химического анализа пробы сточных вод, актом-предписанием по устранению нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, протоколом о нарушении законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Данным доказательствам судебными инстанциями дана правовая оценка. В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств, опровергающих факт сброса в реку Терек загрязняющих природную среду веществ сверх установленных лимитов и отсутствия в этом его вины.

Из материалов дела видно, что на момент заседания комиссии по рассмотрению дел о нарушении законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды истец получил акт-предписание от 15.05.2002 N 354/47 по факту совершенного им сброса загрязняющих веществ в реку Терек сверх установленных лимитов. Представители ВМУП ВКХ принимали участие в заседании этой комиссии и могли представить свои возражения по протоколу об экологическом нарушении. При таких обстоятельствах суд правомерно отклонил довод о том, что протокол об экологическом нарушении от 16.05.2002 N 353/40 истцу не направлялся и ему не было известно о его содержании.

Таким образом, постановление Комитета природных ресурсов Республики Северная Осетия - Алания от 22.05.2002 N 20/19 вынесено в соответствии с
нормами природоохранного законодательства и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, действовавшего на момент вынесения обжалуемого постановления, правовых оснований для признания его недействительным у суда не имелось.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований к их отмене или изменению не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2003 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-615/2002-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.