Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2003 N Ф08-698/03-253А по делу N А32-16629/2002-19/413-7АЖ Налоговые органы являются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации и вправе, на основании статьи 28.3 данного Кодекса, составлять протоколы об административных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2003 г. N Ф08-698/03-253А

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление принято по делу N А32-16629/2002-19/413-7АЖ, а не по делу N А32-16629/022-19/413-7АЖ.

Дело N А32-16629/022-19/413-7АЖ

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Бобровой В.А. (докладчика) и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества “Тандер“, г. Краснодар, - Ильинского А.В. (доверенность от 17.01.03), в отсутствие представителя ответчика - Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 4 по г. Краснодару, надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 6353), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства
по налогам и сборам Российской Федерации N 4 по г. Краснодару на решение от 02.10.02 (судья Габараев В.Ш.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16629/022-19/413-7АЖ, установил следующее.

ЗАО “Тандер“, г. Краснодар, (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 4 по г. Краснодару (далее - ИМНС) с иском о признании недействительным постановления руководителя ИМНС от 29.08.02 N 14 о наложении на общество административного взыскания в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 02.10.02 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что на основании пункта 2.5 статьи 28.3 Кодекса должностные лица налоговых органов не вправе составлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.16 Кодекса.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 783 имеет дату 16 октября 2000 г., а не 16 сентября 2000 г.

В апелляционной инстанции решение суда не проверялось. В кассационной жалобе ИМНС просит решение от 02.10.02 отменить и отказать в иске. Заявитель указывает, что в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2000 года N 783 МНС России вправе осуществлять государственный контроль в области оборота и производства этилового спирта и алкогольной продукции.

В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель общества просил решение оставить без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с нормами КоАП РФ. Кроме того, представитель считает, что сам состав административного правонарушения отсутствует, поскольку магазин имеет лицензию на право розничной торговли алкогольной
продукцией, его месторасположение по отношению к детскому дошкольному учреждению - детскому саду N 106 учитывалось при выдаче лицензии.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекторами ИМНС составлен протокол от 19.07.02 N 15-961-4/5 об административном правонарушении, согласно которому общество осуществляет реализацию алкогольной продукции в магазине, расположенном на расстоянии ближе 200 метров по пешеходной зоне к детскому дошкольному учреждению, что является нарушением пункта 3 статьи 16 Федерального Закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и Постановления Главы Администрации Краснодарского края от 17 июля 2001 года N 623 “О порядке определения прилегающих к объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции“. Ответственность за данное нарушение квалифицирована по пункту 3 статьи 14.16 Кодекса.

Определением от 19.07.02 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования. 29.08.02 руководитель ИМНС на основании протокола от 19.07.02 N 15-961-4/5 вынес постановление N 14 о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.16 Кодекса в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Удовлетворяя исковые требования, признавая незаконным и отменяя постановление налогового органа о привлечении ЗАО “Тандер“ к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что протокол об административном правонарушении N 15-91-4/5 от 19.07.02, составленный должностными лицами налоговой инспекции является незаконным и
не может быть надлежащим доказательством по делу, а потому Постановление ИМНС о привлечении к административной ответственности подлежит отмене.

Данный вывод суда не соответствует нормам права ввиду следующего. В соответствии со статьей 23 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (в редакции Федерального Закона от 25.07.2002 года N 116-ФЗ) государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 783 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.08.02 N 649) утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с Положением Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Основными задачами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам являются: осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее именуется - этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и
обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности; составляет и ведет в установленном порядке государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также ведет государственный реестр организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли; осуществляет контроль за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; осуществляет государственный контроль за распределением квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в разработке годовых балансов производства и потребления этилового спирта; осуществляет контроль за объемами производства, розлива, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции; участвует в разработке государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; проводит экспертизу и обследование организаций для определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; участвует в разработке минимальных отпускных, оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию; анализирует отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разрабатывает мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; обеспечивает установку и пломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, -
контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет контроль за ремонтом и заменой указанных приборов.

Таким образом, органы налоговой инспекции являются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статьей 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

На основании статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 19.07.02 N 15-961-4/5 составлен должностными лицами ИМНС в пределах их компетенции.

При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченными лицами, является ошибочным.

Между тем, судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии в действиях ЗАО “Тандер“ состава административного правонарушения, за который общество привлечено к ответственности оспариваемым постановлением налогового органа, а потому решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела с учетом вышеизложенного суду необходимо проверить по существу законность и обоснованность постановления налогового органа о привлечении общества к административной ответственности, установить наличие или отсутствие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 02.10.02 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16629/2002-19/413-7АЖ отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу
со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.ЗОРИН

Судьи

В.А.БОБРОВА

В.Н.ЯЦЕНКО