Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2003 N Ф08-551/2003-213А В удовлетворении иска о признании недействительным постановления налогового органа о взыскании штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением отказано, так как предприниматель осуществлял транспортные перевозки пассажиров только на местах для сидения, с выбором пассажирами мест остановки, то есть в режиме маршрутного такси. Истец обязан был применять контрольно-кассовую машину при взимании платы за перевозку.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 марта 2003 года Дело N Ф08-551/2003-213А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителя Межрайонной ИМНС Российской Федерации по Краснодарскому краю N 2, г. Ейск, рассмотрев кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. на решение от 18.11.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-19512/2002-52/479-3АЖ, установил следующее.

Предприниматель Ломовцев Федор Федорович обратился в арбитражный суд с иском к Межрайонной ИМНС Российской Федерации по Краснодарскому краю N 2, г. Ейск, о признании недействительным постановления от 11.10.2002 N 41 о взыскании 3000 рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Решением суда от 18.11.2002
в удовлетворении исковых требований отказано. Суд руководствовался Законом Российской Федерации “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением“, обязавшим применять контрольно-кассовую машину при расчетах за услуги по перевозке маршрутным такси. В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имелся в виду Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, а не ОК 00-93.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Ломовцев Федор Федорович обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и признать недействительным постановление от 11.10.2002 N 41. Заявитель считает, что в случае продажи проездных билетов установленной формы не возникает обязанности по применению контрольно-кассовой машины. Перевозка пассажиров маршрутным такси как вид услуг исключена из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93. Автобус “Газель“ ГАЗ-322132 не относится к маршрутным такси в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 00-93. Истцом оказывались услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, а не маршрутным такси.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, Ломовцев Федор Федорович зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица администрацией г. Ейска (свидетельство от 05.10.2001 N 916, выдано бессрочно) по виду деятельности “пассажирские перевозки“ и выполняет городские пассажирские перевозки по маршруту N 2 в г. Ейске маршрутным такси ГАЗ-322132, регистрационный знак N У 688 КХ 23. Налоговой инспекцией 03.10.2002 проведена проверка соблюдения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ предпринимателем Ломовцевым Ф.Ф. По результатам проверки
составлен протокол от 03.10.2002, в котором зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в неприменении ККМ при осуществлении денежных расчетов с пассажирами такси. По итогам проверки принято постановление от 11.10.2002 N 41 о привлечении предпринимателя без образования юридического лица Ф.И.О. к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей по статье 14.5 КоАП. Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, суд кассационной инстанции руководствуется следующим. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ все предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовые машины. На основании части 2 этой же нормы Закона Правительство Российской Федерации утвердило Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, в пункт 1 которого включены организации, предприятия, учреждения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг, которым предоставлено право осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными). Согласно статье 3 Закона Краснодарского края “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае“ от 07.07.99 под маршрутным таксомотором понимается легковой автомобиль или автобус особо малой и малой вместимости, используемый для осуществления маршрутных таксомоторных перевозок. Маршрутные таксомоторные перевозки - перевозки пассажиров по установленным маршрутам городского, пригородного и междугородного сообщений на маршрутных таксомоторах с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности, в том
числе перевозка пассажиров только на местах для сидения, остановки в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением правил дорожного движения. Статья 5 Закона устанавливает, что организация маршрутных таксомоторных перевозок осуществляется в порядке, предусмотренном для автобусных перевозок.

Довод заявителя жалобы о том, что заключение договора о перевозке пассажира должно удостоверяться билетом, а не кассовым чеком, не принимается судом, поскольку нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о перевозке транспортом общего пользования не исключают обязательного использования контрольно-кассовых машин при перевозках пассажиров маршрутными такси, установленного Законом “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“. Также подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы об аннулировании из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 такого вида услуг, как услуги маршрутного такси, поскольку рассматриваемые отношения регулируются федеральным законом.

Как установлено судом, видно из материалов дела, предприниматель осуществлял транспортные перевозки пассажиров только на местах для сидения, с выбором пассажирами мест остановки, то есть в режиме маршрутного такси. При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что истец обязан был применять контрольно-кассовую машину при взимании платы за перевозку.

Не может быть рассмотрен довод заявителя о том, что отнесение предпринимателя к должностным лицам и возложение на него повышенной ответственности статьей 2.4 КоАП Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку этот вопрос неподведомствен арбитражным судам.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.11.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-19512/2002-52/479-3АЖ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.