Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2002 N Ф08-4387/2002-1531А Иск о взыскании налоговых санкций подан налоговой инспекцией по истечении срока, установленного статьей “Давность взыскания налоговых санкций“ Налогового кодекса Российской Федерации и являющегося пресекательным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 декабря 2002 года Дело N Ф08-4387/2002-1531А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от истца - Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по г. Краснодару, представителей от ответчика - федерального государственного унитарного предприятия “Северо-Кавказская железная дорога“ Министерства путей сообщения Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Северо-Кавказская железная дорога“ Министерства путей сообщения Российской Федерации на решение от 23.09.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-13088/2002-19/280, установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Краснодару (далее - Инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному унитарному предприятию “Северо-Кавказская железная дорога“ Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - Предприятие) о взыскании с Предприятия штрафа в сумме 10000 рублей за несвоевременную постановку на налоговый учет по месту нахождения его обособленного подразделения, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Предприятием заявлено ходатайство о снижении размера налоговых санкций.

Решением суда от 23.09.2002 иск удовлетворен частично, с Предприятия взыскан штраф в сумме 500 рублей. В остальной части иска отказано.

Суд мотивировал решение тем, что Предприятием заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения своего структурного подразделения подано в Инспекцию по истечении срока, установленного пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение от 23.09.2002 обратилось Предприятие. Заявитель жалобы просит решение суда от 23.09.2002 отменить, в иске отказать, полагая, что им доказан факт своевременной постановки на налоговый учет в Инспекции по месту нахождения его филиала - Краснодарского отделения дороги. Постановка на налоговый учет производится субъекта, а не объекта, следовательно, встав на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оснований, налогоплательщик не несет ответственности по статье 116 Кодекса за непостановку на налоговый учет по иному основанию. Вагонное депо Краснодар не является вновь созданным структурным подразделением, ранее состояло на налоговом учете в Инспекции по месту нахождения последнего - Краснодарское отделение дороги. Фактически имела место перерегистрация, вызванная изменениями в учредительных
документах Предприятия. Статус структурного подразделения не изменился. Кроме того, Инспекцией пропущен установленный статьей 115 Кодекса 6-месячный срок для предъявления иска о взыскании налоговых санкций.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция не согласилась с доводами Предприятия, изложенными в кассационной жалобе, считая, что вагонное депо Краснодар в связи с реорганизацией Краснодарского отделения СКЖД в форме присоединения к ФГУП СКЖД стало структурным подразделением ФГУП СКЖД. Утверждение Предприятия о пропуске Инспекцией срока на подачу искового заявления необоснованно, поскольку данный срок начинает течь с момента представления налогоплательщиком в инспекцию заявления о постановке на налоговый учет юридического лица по месту нахождения обособленного структурного подразделения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Изучив материалы дела и выслушав представителей истца и ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему выдано свидетельством N 6080 от 12.04.2001.

Приказом N 122/Н от 30.05.2001 (л.д. 11) Предприятие реорганизовано путем присоединения к нему на правах филиалов нескольких юридических лиц, в том числе и Краснодарского отделения. При этом согласно пункту 4.3 приказа обособленные подразделения, входившие до реорганизации в состав присоединенных юридических лиц на правах филиалов, преобразовывались в структурные единицы.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Предприятия по вопросам соблюдения налогового законодательства, в результате которой выявлено нарушение налогоплательщиком норм налогового законодательства, устанавливающих порядок постановки на налоговый учет организации по месту нахождения обособленного подразделения.

Налоговое правонарушение выразилось в том, что Предприятие обратилось в Инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного
подразделения - вагонного депо Краснодар с нарушением срока, установленного пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением N 34у от 26.04.2002 Инспекция привлекла ответчика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей.

На основании решения Предприятию направлено извещение N 34 от 26.04.2002 с предложением в добровольном порядке уплатить сумму налоговых санкций, однако Предприятие в установленный в требовании срок оплату не произвело, что послужило Инспекции основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования и взыскивая штрафы, суд исходил из того, что факт несвоевременного направления Предприятием заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения структурного подразделения подтвержден материалами дела и у Инспекции имелись основания для привлечения Предприятия к налоговой ответственности по статье 116 Налогового кодекса Российской Федерации.

При принятии решения суд исходил из того, что на налоговом учете состояло обособленное подразделение другого юридического лица, прекратившего свое существование после реорганизации, а вагонное депо Краснодар является вновь созданным подразделением реорганизованного юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на налоговый учет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения своего обособленного подразделения.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под обособленным подразделением организации для целей Налогового кодекса Российской Федерации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных
или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно положению о Краснодарском отделении Предприятия (л.д. 59-62) Краснодарское отделение Предприятия расположено по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, Привокзальная площадь, 9, в то время как согласно пункту 1.8 положения о вагонном депо Краснодар, утвержденному начальником Краснодарского отделения Предприятия, данное структурное подразделение находится по иному адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 47.

Согласно пункту 1.2 положения депо не является юридическим лицом, имеет текущий счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование и другие необходимые реквизиты (л.д. 47-53), т.е. организационно обособлено от филиала Предприятия, в состав которого входит. Положением предусмотрена разветвленная структура депо, предполагающая наличие большого количества постоянно действующего персонала (приложение N 2 к положению). Срок деятельности депо не ограничен.

Согласно пункту 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о постановке на налоговый учет должно быть подано в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Материалами дела подтверждается, что заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения вагонного депо Краснодар подано Предприятием с нарушением установленного законом срока.

Между тем при принятии решения судом не учтено, что согласно статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Из материалов дела следует, что о нарушении Предприятием срока постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения - вагонного депо Краснодар Инспекции стало известно 06.11.2001, даты постановки на налоговый учет Предприятия
после реорганизации по месту нахождения филиала - Краснодарского отделения, имевшего в своей структуре подразделение - вагонное депо Краснодар. Указанная дата является днем обнаружения правонарушения. Иск о взыскании налоговых санкций подан 01.08.2002, следовательно, срок, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией пропущен.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.09.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-13088/2002-19/280 отменить. В иске отказать.

Прекратить взыскание по отмененному решению.

Возвратить ФГУП СКЖД из федерального бюджета госпошлину, уплаченную по кассационной жалобе в сумме 100 рублей по п/п от 28.10.2002 N 11817. Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.