Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2002 N Ф08-3515/02 по делу N А61-373/02-13 Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований энергоснабжающей организации о возмещении выпадающих расходов за счет казны субъекта федерации является недостаточно обоснованным, поскольку не подтвержден надлежащими доказательствами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2002 г. N Ф08-3515/02

Дело N А61-373/02-13

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход И.А., судей Илюшникова С.М. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от истца открытого акционерного общества “Моздокрайгаз“ Корсун М.Ю. (по доверенности от 08.01.02 N 02 “а“), Тебиева О.Б. (по доверенности от 02.09.02 N 402 “в“), Агнаева Г.А. (по доверенности от 02.09.02 N 402 “а“), рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания на решение от 17.05.02 (судья Климатов Г.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.07.02 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания (судьи Агаева А.В., Баскаева Т.С.,
Базиева Т.С.) по делу N А61-373/02-13, установил следующее.

ОАО “Моздокрайгаз“ обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Правительству Республики Северная Осетия - Алания и Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания о взыскании 12 990 630 рублей задолженности, образовавшейся в результате предоставления льгот по оплате газа отдельным категориям граждан за период 1999-2001 гг.

Определением арбитражного суда от 27.04.02 по ходатайству Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены: администрация местного самоуправления Моздокского района, ООО “Аланиярегионгаз“, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания и отдел социального обеспечения Моздокского района.

Решением арбитражного суда от 17.05.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.07.02, из бюджета Республики Северная Осетия - Алания в пользу ОАО “Моздокрайгаз“ взыскано 11 287 010 рублей. В остальной части иска отказано.

Решение мотивировано тем, что Правительством Республики Северная Осетия - Алания не выполнены предусмотренные статьями 17, 18 Законов “О республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания“ на 1999-2000 годы обязательства по возмещению затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за газ отдельным категориям граждан.

Отказывая во взыскании 1 703 620 рублей, судебные инстанции исходили из того, что реализация льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания не согласилось с принятыми судебными актами, обжаловав их в кассационном порядке. По мнению заявителя, состоявшиеся судебные акты являются незаконными и необоснованными, так как
приняты с нарушением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законов “О бюджете Республики Северная Осетия - Алания“ на 1999 - 2000 годы. Ответчик полагает, что получателем бюджетных средств является не истец, а ОАО “Аланиярегионгаз“. Кроме того, возмещение “выпадающих доходов“, связанных с предоставлением льгот за услуги, предусмотрено в местных бюджетах районов Республики, обязательства, по погашению которых перед Моздокским районом исполнены в полном объеме.

Представитель Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился.

Представители ОАО “Моздокрайгаз“ в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Представители других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились, отзыв на кассационную жалобу не представили.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ имеет дату 15.01.1993 и N 4301-1, а не дату 10.07.1996 и N 98-ФЗ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О донорстве крови и ее компонентов“ имеет дату 09.06.1993 и N 5142-1, а не дату 04.05.2000 и N 58-ФЗ.

Из материалов дела видно, что в период 1999-2001 годов ОАО “Моздокрайгаз“ предоставляло населению льготы по оплате за газ в соответствии с законами Российской Федерации: от 12.01.95 N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации“, от 17.01.92 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“, от 10.07.96 N 98-ФЗ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, от 18.10.91 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, от 04.05.2000 N 58-ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов“, от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Истец полагает, что в соответствии вышеназванными законами расходы по реализации льгот населению компенсируются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, поэтому обратился с настоящим иском к Правительству Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов республики.

Вывод судебных инстанций о том, что в результате предоставления в 1999-2001 годах отдельным категориям граждан льгот за потребленный газ ОАО “Моздокрайгаз“ недополучило плату за поставленный газ в сумме 12 990 630 рублей недостаточно обоснован, поскольку сделан по неполно исследованным обстоятельствам дела и не подтвержден надлежащими доказательствами.

Законами “О республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания“ на 1999 - 2000 годы предусмотрены дотации на покрытие убытков предприятий, оказывающих услуги по государственным регулируемым ценам в пределах сумм, предоставленных этими законами, но не более фактически полученных убытков от оказания этих услуг. Судом установлено, что истцу субсидий на возмещение “выпадающих доходов“ в 1999 - 2000 годах не выдавалось, в 2001 году возмещение произведено частично.

Удовлетворяя исковые требования, суд сослался на лицевые счета абонентов, списки лиц по каждой категории граждан-льготников, отчеты истца, предоставляемые ежеквартально в Министерство финансов республики.

Между тем, в материалах дела не
имеется первичных документов, подтверждающих фактические затраты истца по предоставлению услуг населению, в деле отсутствуют платежные документы, подтверждающие частичную оплату, списки льготников, согласованные с Министерством труда и социальной защиты республики, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, статьи федерального закона, на основании которого предоставлялась льгота, номер и дата выдачи соответствующего удостоверения.

Выводы судебных инстанций о доказанности размера исковых требований основаны на документах, которые не могут быть надлежащими доказательствами, поскольку составлены в одностороннем порядке. Согласно статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Как видно из постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.04.02 N 44 “О формировании республиканской базы получателей социальных льгот и порядка возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи“ финансирование названных выпадающих доходов производится при представлении соответствующих отчетов и актов сверки организациями, предоставляющими льготы. Такие документы по каждому году спорного периода истцом не представлены.

Кроме того, из материалов дела видно, что истцом в перечень затрат включены затраты по предоставлению льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, а также военнослужащим.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установлена скидка не ниже 50 процентов с оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Порядок предоставления названных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных
услуг. Согласно пункту 16 названных Правил расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются по тому же принципу, что и при предоставлении льгот инвалидам: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, реализация льгот лицам указанных категорий производится за счет различных уровней финансирования, а не только за счет субъектов Российской Федерации. Из материалов дела не усматривается, что суд при проверке расчета задолженности проверил принадлежность жилищного фонда, в котором проживают на территории Моздокского района инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, и военнослужащие.

Согласно статьям 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле. Арбитражный суд вправе предложить указанным лицам представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.

Таким образом, у суда не имелось достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец не подтвердил документально фактические затраты по предоставлению льгот отдельным категориям
граждан и что эти затраты должны компенсироваться за счет бюджета Республики Северная Осетия - Алания.

Кроме того, в соответствии со статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

При новом рассмотрении дала арбитражному суду необходимо проверить размер фактических затрат истца, подлежащих возмещению за счет бюджета Республики Северная Осетия - Алания; дать оценку доводам ответчика о несоответствии количества зарегистрированных в Министерстве труда и социального развития граждан, имеющих право на льготы по оплате коммунальных услуг спискам, представленным истцом.

Кроме того, при новом рассмотрении дела суду следует распределить судебные расходы по уплате государственной пошлины, в том числе и по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 17.05.02 и постановление апелляционной инстанции от 17.07.02 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-373/02-13 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий

И.А.ПЕРЕХОД

Судьи

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Л.Н.ПЛОТНИКОВА