Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.08.2002 N Ф08-3032/2002-1091А Суд обоснованно пришел к выводу о том, что у истца отсутствовала обязанность по уплате таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) по товару, ввезенному из республики.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 августа 2002 года Дело N Ф08-3032/2002-1091А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя ОАО “Дагэнерго“, в отсутствие представителя Дагестанской таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 03.04.2002, дополнительное решение от 25.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.07.2002 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-397/2002-1, установил следующее.

ОАО “Дагэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан к Дагестанской таможне с иском о признании недействительным требования Дагестанской таможни
от 18.12.2001 N 28 и решения от 12.02.2002 N 2.

Решением суда от 03.04.2002 признано недействительным решение Дагестанской таможни от 12.02.2002 N 2 о взыскании с общества “Дагэнерго“ налога на добавленную стоимость в сумме 7959799 рублей и пени по налогу в размере 1987007,89 рубля.

Дополнительным решением суда от 25.06.2002 признано недействительным требование Дагестанской таможни от 18.12.2001 N 28 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 7959799,4 рубля и пени по налогу в размере 1551692,16 рубля.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2002 решение от 03.04.2002 и дополнительное решение от 25.06.2002 оставлены без изменения.

Указанные судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ в редакции от 24.03.2001 N 33-ФЗ при ввозе на территорию России товаров, происходящих с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, до 01.07.2001 налог на добавленную стоимость таможенными органами не взимается.

Дагестанская таможня подала кассационную жалобу на решение от 03.04.2002, дополнительное решение от 25.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2002, которые просит отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя кассационной жалобы, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле вступило в силу с 01.04.2001. Ответчик полагает, что поскольку Соглашение является международным договором и обладает приоритетом перед нормами национального законодательства, то с указанного периода таможенным органом правомерно принято решение о взыскании с истца недоимки по налогу на добавленную стоимость.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Дагэнерго“ просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В
судебном заседании кассационной инстанции представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Изучив материалы дела и выслушав представителя ОАО “Дагэнерго“, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 11.04.2001 и 16.05.2001 по грузовым таможенным декларациям N 90601/10041/0000238 и N 90601/16051/0000338 ОАО “Дагэнерго“ ввезло на таможенную территорию Российской Федерации с территории Азербайджанской Республики товар (электроэнергию).

Руководствуясь Соглашением от 29.11.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.05.2001 N ВГ-6-03/412 “О Соглашении Правительства Российской Федерации с Правительством Азербайджанской о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, а также Приказом Государственного таможенного комитета от 08.06.2001 N 542 “О мерах по усилению таможенного контроля в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ“, Дагестанская таможня произвела расчет налога на добавленную стоимость, и обществу направлено требование N 28 от 18.12.2001 об уплате 7959799,4 рубля налога на добавленную стоимость, а также пени в сумме 1551692,16 рубля.

В связи с неисполнением в добровольном порядке требования налоговым органом принято решение от 12.02.2002 N 2 о взыскании с истца в принудительном порядке 7959799,4 рубля налога на добавленную стоимость и пени в размере 1987077,89 рубля.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с
территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, статьей 13 (частью 2) Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

Вышеуказанное межправительственное Соглашение “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“ устанавливает принцип взимания косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

В статье 4 Соглашения установлен принцип налогообложения при ввозе товаров, в соответствии с которым товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.

В спорный период - апрель - май 2001 года - отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались статьей 13 (частью 2) Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

Следует отметить, что Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ внесены изменения в часть 2 вышеуказанной статьи 13 Федерального закона.

Федеральный
закон от 24.03.2001 N 33-ФЗ вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации N 13 от 26.03.2001; Парламентская газета N 56 от 27.03.2001; Российская газета N 61 от 28.03.2001).

Таким образом, в период до 27.04.2001 действовала часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от 05.08.2000, а после 27.04.2001 - часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от 24.03.2001.

Обе редакции части 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ содержат одинаковое положение о том, что до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.

То, что российский законодатель при ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“ не предусматривал взимание налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, ранее 01.07.2001, подтверждается обстоятельствами их принятия и одобрения.

Федеральный закон N 31-ФЗ о ратификации межправительственного Соглашения принят Государственной Думой Российской Федерации 21.02.2001, а Федеральный закон N 33-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ - 22.02.2001. При этом оба Федеральных закона одобрены Советом Федерации 14.03.2001, а подписаны Президентом Российской Федерации 24.03.2001.

Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел
к выводу о том, что у общества “Дагэнерго“ отсутствовала обязанность по уплате таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) по товару, ввезенному из Азербайджанской Республики в апреле - мае 2001 года по грузовым таможенным декларациям N 90601/10041/0000238 и N 90601/16051/0000338.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.04.2002, дополнительное решение от 25.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2002 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-397/2002-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.