Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2002 N Ф08-2816/2002-1028А Апелляционная инстанция, признав решение налогового органа недействительным, сослалась на Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ...“. Однако данный Закон не может быть применен к рассматриваемым отношениям, так как нормы статей Налогового кодекса РФ распространяются на отношения, возникшие лишь с 1 января 2002 года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 августа 2002 года Дело N Ф08-2816/2002-1028А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью “Альфа - Шиппинг“, представителя ИМНС России по г. Новороссийску, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по г. Новороссийску на постановление от 17.06.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4802/2002-11/123, установил следующее.

ООО “Альфа - Шиппинг“, г. Новороссийск, обратилось с иском к ИМНС России по г. Новороссийску о признании недействительным ее решения от 21.01.2002 N 27.

Решением суда от 23.04.2002
в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не представил документов, предусмотренных статьями 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимых для предоставления налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. Кроме того, услуги по материальному снабжению судов, в том числе бункерным топливом, не входят в предусмотренный пунктом 23 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации перечень работ и услуг по обслуживанию морских судов, освобожденных от налогообложения и должны оформляться под таможенным режимом перемещения припасов.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.2002 решение суда отменено, исковые требования удовлетворены на основании следующего. Правительство Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации. Бункерное топливо относится к припасам, и перемещение его через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в режиме перемещения припасов. Поставка бункерного топлива иностранному судовладельцу в данном случае облагается НДС по налоговой ставке 0%, хотя в спорный период прямое указание на это в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовало. Следовательно, истцом не был нарушен порядок возмещения НДС, предусмотренный статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

ИМНС России по г. Новороссийску, не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда по этому делу от 23.04.2002.

Заявитель полагает, что при поставке бункерного топлива на иностранные суда оно не является товаром (грузом) для перевозки, а потребляется на судне, владельцем топлива является не сторонняя организация, а перевозчик. Представленные истцом документы подтверждают поставку бункерного топлива для снабжения, а не для перевозки. Следовательно, топливо должно рассматриваться как
припасы и его перемещение должно осуществляться в режиме перемещения припасов. Кроме того, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела в нарушение статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было изменено основание иска.

ООО “Альфа - Шиппинг“ представлен отзыв на кассационную жалобу. Истец не согласился с доводами, изложенными ответчиком, об изменении судом апелляционной инстанции основания иска в нарушение норм статей 37, 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику, а истцом новые письменные доказательства не представлялись. Закрытый перечень операций, не подлежащих налогообложению, определен статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Операции по поставке бункерного топлива на морские суда в указанном перечне не значатся. Соответственно, истец не имеет определенного законом права для отнесения сумм НДС, уплаченных поставщикам, на затраты в соответствии со статьей 170 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответчик обязан предоставить налоговый вычет на суммы НДС на общих основаниях в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке статей 173 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

ИМНС России по г. Новороссийску была проведена камеральная проверка документов, представленных истцом, для подтверждения льготы по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2001 года. По результатам проверки было вынесено решение от 21.01.2002 N 27 об отказе в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 524900 рублей.

ООО “Альфа - Шиппинг“, не согласившись с решением налогового органа, обратилось с
иском о признании его недействительным. Как установлено судом, ООО “Альфа - Шиппинг“ (комитент) заключило с ООО “Черномор Боминфлот“ (комиссионер) договор комиссии от 01.07.2001 N 133 на экспортные и бункеровочные операции по продаже нефтепродуктов.

В соответствии с заявкой, поданной заказчиком, ООО “Черномор Боминфлот“ заключило с компанией “UNICOR TRADING“, Швейцария, договор от 10.07.2001 N 2/07-UC на поставку бункерного топлива для осуществления материально - технического снабжения (бункеровки) судов.

При рассмотрении кассационной жалобы по делу суд кассационной инстанции руководствовался следующим.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 при рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, суды учитывают, что на основании части второй статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации вне таможенных режимов экспорта и реэкспорта освобождение от уплаты НДС не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством.

В целях реализации данной нормы и упорядочения перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, в соответствии с международными нормами и общепринятой практикой, на основании статьи 24 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 35 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ Правительство Российской Федерации Постановлением от 09.07.2001 N 524 установило таможенный режим перемещения припасов.

Согласно пункту 5 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного названным Постановлением, припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной территории Российской Федерации на морские и воздушные суда, убывающие за пределы таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от обложения таможенными
пошлинами и налогами, если они вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, с учетом припасов, имеющихся на этих судах.

С момента вступления в силу данного акта снабжение судов топливом подлежит оформлению в таможенном режиме перемещения припасов в соответствии с Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000.

С введением в действие норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, по льготируемым товарам (работам, услугам) налогоплательщики утратили право для предъявления к возмещению из бюджета НДС, уплаченного поставщикам продукции (работ, услуг). Данное право предоставлено организациям, которые реализуют товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, при условии наличия (существования) всех необходимых документов, подтверждающих экспорт продукции.

В статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что при вывозе товаров с территории Российской Федерации другими предприятиями возврат суммы налога на добавленную стоимость производится в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

Если же истец осуществлял бункеровку топлива, предназначенного не для использования при эксплуатации морских судов, а для дальнейшей реализации, то для отнесения этих действий к экспорту товара необходимо представить копии поручений на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “погрузка разрешена“ пограничной таможни Российской Федерации, а также копии коносаментов на перевозку экспортируемых товаров.

По данному делу указанные документы не оформлялись и не могли быть представлены.

Судебными инстанциями правомерно было установлено, что бункерное топливо, поставляемое иностранной компании, относится к припасам, и перемещение его через таможенную границу Российской Федерации осуществлялось в режиме перемещения припасов. Данный вывод подтверждается доводами налогового органа и не
оспаривается истцом.

Факт представления истцом иных документов, предусмотренных статьями 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен судом и не оспаривается налоговой инспекцией. Однако они могут служить основанием правомерности использования истцом льготы, установленной таможенным законодательством, но не применения ставки 0% при экспорте товаров.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ в статью 151 Налогового кодекса Российской Федерации были включены положения о том, что при перемещении припасов налог на добавленную стоимость не уплачивается. Статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче - смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания. Хотя действию положений настоящего Федерального закона и придана обратная сила, но указанные нормы статей 151 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на отношения, возникшие лишь с 1 января 2002 года.

Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в иске о признании недействительным решения налогового органа.

Апелляционная инстанция, признав указанное решение налогового органа недействительным, сослалась на указанный выше Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ. Однако данный Закон не может быть применен к рассматриваемым отношениям, так как статьи 151 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на отношения, возникшие лишь с 1 января 2002 года.

Применение судом правовых норм, не подлежащих применению, является основанием для отмены судебного акта. Поэтому в
соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 6), 177, 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 17.06.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4802/2002-11/123 отменить. Решение от 23.04.2002 по настоящему делу оставить в силе. Взыскать с ООО “Альфа - Шиппинг“ в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей. Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.