Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2002 N Ф08-2052/2002-750А по делу N А32-3524/2002-42/101 Решение по делу о взыскании налоговых санкций за нарушение сроков представления деклараций отменено, поскольку судом при вынесении решения не исследован вопрос о том, установлены ли такие сроки по налогу на пользователей автомобильных дорог региональным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2002 г. N Ф08-2052/2002-750А

Дело N А32-3524/2002-42/101

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя ИМНС РФ по Кореновскому району - С. (д-ть от 04.01.2002 N 7), в отсутствие в судебном заседании представителя ООО “Опал“, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по Кореновскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2002 по делу N А32-3524/2002-42/101, установил следующее.

Инспекция Министерства по налогам и сборам РФ по Кореновскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) обратилась к Обществу с ограниченной ответственностью “Опал“ (далее - ООО “Опал“) с иском о взыскании
1463 рублей 29 копеек налоговых санкций.

Решением арбитражного суда от 07.03.2002 исковые требования удовлетворены в части взыскания 1263 рублей 29 копеек штрафа и 100 рублей государственной пошлины. В остальной части иска отказано.

В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.

Налоговая инспекция, считая судебный акт незаконным и необоснованным, обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает, что он принят судом с нарушением норм материального права.

Заявитель полагает, что решение суда принято с нарушением статьи 8 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий“. Согласно данной статье уплата налога производится по квартальным расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерской отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. Соответственно, в эти сроки должны представляться налоговые декларации, на основании статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы своей кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

ООО “Опал“ представило в налоговую инспекцию 06.08.2001 расчеты по налогу на содержание милиции за 2 - 4 кварталы 2000, 1 и 2 кварталы 2001, расчет по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 квартал 2001, расчет по налогу на прибыль за 1 квартал 2001, а также бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах деятельности предприятия за 2 - 4 кварталы 2000, за 1 - 2 кварталы 2001 с нарушением установленных сроков, по мнению
налоговой инспекции.

Налоговой инспекцией принято решение от 16.08.2001 N 35 о привлечении ответчика к налоговой ответственности по пунктам 1-3 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде взыскания 500 рублей штрафа за несвоевременную сдачу бухгалтерских отчетов и за несвоевременное представление налоговых деклараций на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.

Требование об уплате налоговых санкций вручено ответчику 16.08.2001. Штраф в добровольном порядке ответчик не уплатил, что послужило основанием для обращения налоговой инспекции с иском в суд.

Отказ во взыскании штрафа за нарушение сроков представления налоговых деклараций по налогу на имущество предприятий и налогу на пользователей автомобильных дорог суд мотивировал отсутствием факта налогового правонарушения вследствие того, что законодательством не установлены сроки представления деклараций по данным налогам.

В этой части решение суда принято по недостаточно полно исследованным обстоятельствам дела, а выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства.

Суд не дал правовой оценки обстоятельствам дела применительно к нормам статьи 8 Закона от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“. Данной статьей предусмотрено, что уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. То есть Законом “О налоге на имущество“ предусмотрен срок представления налогоплательщиком расчета по налогу на имущество на основании расчета, который представляется одновременно с документами бухгалтерской отчетности, обосновывающей указанный расчет, что не противоречит положениям статьи 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации.

Такой срок подтверждается и пунктом 10 Инструкции от 08.06.1995 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество
предприятий“. В соответствии с данным пунктом расчеты налога за отчетный период должны быть представлены предприятиями в налоговые органы по месту нахождения организации вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Срок представления бухгалтерской отчетности установлен пунктом 2 статьи 15 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 части 2 статьи 1 Налогового кодекса РФ, а не пункт 2 статьи 4 части 1.

Отклоняя довод налоговой инспекции о том, что срок подачи декларации установлен Инструкцией ГНС от 08.06.1995 N 33, суд сослался лишь на то, что данная Инструкция не относится к актам законодательства о налогах и сборах в силу пункта 2 статьи 4 части 1 Налогового кодекса РФ.

При этом судом не учтено, что Инструкция N 33 была издана до введения в действие части 1 НК РФ, прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации“. В настоящее время она не отменена и является действующей.

Кроме того, пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Вопрос о том, утверждена ли данная инструкция Министерством финансов РФ, не исследован судом.

При новом рассмотрении дела суду надлежит решить вопрос о том, является ли обязательным
для сторон нормативным актом Инструкция ГНС РФ от 08.06.95 N 33, которой установлены сроки подачи налоговых деклараций и, соответственно, о законности взыскания с ответчика штрафа за нарушение сроков представления деклараций по налогу на имущество.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется Федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 указанного Закона сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Однако в суде первой инстанции не исследовался вопрос о том, установлены ли сроки предоставления налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог законодательством Краснодарского края.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для принятия правильного решения и подлежат установлению при новом рассмотрении дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2002 по делу N А32-3524/2002-42/101 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.