Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.07.2002 N Ф08-2301/2002-846А по делу N А32-3270/2002-40/118 Поскольку обязанность по уплате налога на имущество в силу Закона РФ “О налоге на имущество предприятий“ связана с наличием у предприятия филиала либо представительства, имеющего самостоятельный баланс и расчетный (текущий) счет, либо территориально обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, что отсутствовало у общества, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2002 г. N Ф08-2301/2002-846А

Дело N А32-3270/2002-40/118

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителя ЗАО “Регионсервис“, г. Элиста, П. (д-ть N 145 от 03.01.2002), в отсутствие представителя Инспекции МНС Российской Федерации по г. Новороссийску, надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы (см. увед. N 1466), рассмотрев кассационную жалобу Инспекция МНС Российской Федерации по г. Новороссийску на решение суда от 02.04.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3270/2002-40/118, установил следующее.

ЗАО “Регионсервис“, г. Элиста, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Инспекции МНС Российской Федерации по г. Новороссийску о признании недействительным
Решения от 05.02.2002 N 2 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил свои исковые требования и просит признать недействительным решение Инспекции МНС Российской Федерации по г. Новороссийску от 05.02.2002 N 2 в части пункта 1 (подпункты 1.1.-1.2.) и пункта 2.

Решением суда от 02.04.2002 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд указал, что поскольку истец рабочих мест на территории г. Новороссийска не создавал и структурных подразделений не имеет, то налог на имущество предприятий со стоимости данного имущества уплачивается по месту нахождения головной организации, то есть, в данном случае, в г. Элиста.

Законность и обоснованность решения суда от 02.04.2002 в апелляционной инстанции не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция МНС Российской Федерации по г. Новороссийску с кассационной жалобой на решение суда от 02.04.2002, в которой указывает, что поскольку ЗАО “Регионсервис“, г. Элиста, имеет имущество на территории Краснодарского края, то налог на имущество предприятий подлежит зачислению в бюджет Краснодарского края и в бюджет г. Новороссийска.

В отзыве на жалобу и в судебном заседании представитель истца просил решение суда оставить без изменения, полагая, что оно законное и обоснованное.

Изучив материалы дела и выслушав представителя истца в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, работниками Инспекции МНС Российской Федерации по г. Новороссийску на основании решения от 22.10.2001 N 24/615 проведена выездная налоговая проверка деятельности ЗАО “Регионсервис“, г. Элиста, по вопросам уплаты местных налогов и соблюдения законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах за период с 01.01.1999 по 01.07.2001, по итогам которой составлен акт от 29.12.2001 N 20 и принято решение от 05.02.2002 о привлечении ЗАО “Регионсервис“, г. Элиста, к налоговой ответственности в виде взыскания задолженности по уплате налога на имущество в размере 233 300 рублей, пени в размере 100 400 рублей и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 46 600 рублей. В адрес ЗАО “Регионсервис“, г. Элиста, направлено требование N 21 об уплате налога, пени и соответствующего штрафа (по состоянию на 05.02.2002).

Частью 1 статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с кодексом, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются российские юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с момента введения в действие части первой кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками.

Частью 2 статьи 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации..

Согласно статье 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой кодекса, и подлежат приведению в соответствие
с ней.

Таким образом, исходя из изложенного, до введения в действие части второй кодекса порядок уплаты налогов и сборов организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений устанавливается Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (в части перечня уплачиваемых налогов) и законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.

Соответственно, после введения в действие части первой кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ плательщиками налога являются: предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

В соответствии со статьей 7 названного закона предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и
расчетного (текущего) счета.

Инспекция МНС по г. Новороссийску не оспаривает, что в городе Новороссийске у общества отсутствовал филиал либо другое аналогичное подразделение, имеющее отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

Наличие у общества какого-либо территориально обособленного от него подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, как это понимается в пункте 2 статьи 11 НК РФ, материалами дела также не подтверждено.

Таким образом, поскольку обязанность по уплате налога на имущество в силу Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ связана с наличием у предприятия филиала либо представительства, имеющего самостоятельный баланс и расчетный (текущий) счет, либо территориально обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, что отсутствовало у общества в городе Новороссийске, следовательно, у Инспекции МНС отсутствовали правовые основания для принятия решения от 05.02.2002 N 2.

Учитывая, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и не допущено процессуальных нарушений, оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение суда от 02.04.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3270/2002-40/118 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.