Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2002 N Ф08-2131/2002-790А Отказывая налоговому органу в довзыскании НДС по поставкам в республику, суд правильно учел, что зерно включено в перечень продовольственных товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ “О продовольственных товарах, по которым применяется ставка НДС в размере 10%, и дополнительной импортной пошлине на сельскохозяйственные и продовольственные товары...“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 июня 2002 года Дело N Ф08-2131/2002-790А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа без участия представителей сторон, надлежаще уведомленных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по городу Георгиевску на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2001 по делу N А63-1852/2001-С4, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью - Компания “Юг - Агро“ (далее - ООО “Юг - Агро“) обратилось к Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по городу Георгиевску (далее - налоговая инспекция) с иском о признании недействительным
решения налоговой инспекции от 22.12.99 N 1659. На основании данного решения доначислен истцу по экспортной поставке зерна в Азербайджанскую Республику налог на добавленную стоимость, пени на сумму недоимки и штраф в размере 102225 рублей (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением арбитражного суда от 21.09.2001 исковые требования удовлетворены. Суд сослался на то, что оспоренный акт налоговой инспекции принят без учета Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.93 N 41.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Налоговая инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение.

Заявитель считает решение суда незаконным, поскольку суд не принял во внимание, что истцом был неправильно исчислен размер налога на добавленную стоимость вследствие занижения им налоговой ставки. Поэтому налоговым органом был доначислен налог за 1999 год в размере 1982 рублей. Обоснованность начисления этой части налога и штрафа за отмеченное нарушение признано истцом. Эти суммы им добровольно уплачены. Он считает, что суд дал неправильное толкование акту налоговой проверки в части оснований доначисления налога, пени и штрафа, поскольку в акте указано не на неправильное применение налоговых ставок при уплате НДС, а отмечен факт применения незаконных льгот при реализации товаров в Республику Азербайджан.

Заявитель указывает, что Постановление Правительства РФ от 19.01.93, на основании которого суд признал подлежащими применению льготные налоговые ставки при расчетах по спорной поставке зерна в Республику Азербайджан, не было легализовано в установленном законом порядке. Оно не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
и не опубликовано в официальных печатных органах, поэтому, по мнению заявителя, оно не подлежит применению при расчетах налоговых сумм и, соответственно, при принятии решения по настоящему делу.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела и рассмотрев кассационную жалобу, считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела тематическую налоговую проверку истца по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, результаты которой отражены в акте от 11.12.99.

В акте проверки налоговая инспекция указала, что ООО “Юг - Агро“ в нарушение Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, Письма Минфина Российской Федерации N 47 и Государственной налоговой службы РФ N ВЗ-4-05/55н от 14.04.93 “О налоге на добавленную стоимость“, телеграммы Минфина РФ N 93 и ГНС РФ N ВЗ-4-05/84Н от 20.07.94 при реализации зерна в Республику Азербайджан по контракту N 1 от 20.01.99 применило заниженную ставку НДС - 10%.

В связи с указанным правонарушением налоговой инспекцией принято решение от 22.12.99 о привлечении ООО “Юг - Агро“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. С налогоплательщика на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительно взыскан налог на добавленную стоимость в размере 107355 рублей, 9798 рублей пени и 21471 рубль штрафа. Истцу предъявлено требование об уплате налога, пени и санкций.

Исследовав фактические обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства и доводы, суд с достаточной полнотой установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права.

Особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на
территорию РФ или вывозимых с ее территории хозяйствующими субъектами государств - участников стран СНГ, могут устанавливаться межгосударственным соглашением о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств, участвующих в соглашении. Пунктом 2 статьи 10 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ N 1992-1 от 06.12.91 предусмотрено, что в случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству - участнику СНГ.

При рассмотрении спора суд обоснованно руководствовался статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле. Данное соглашение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.93 N 41. В Постановлении предусмотрено освобождение от прямого или косвенного обложения товаров и услуг, подпадающих под действие этого Соглашения, внутренними налогами или сборами, превышающими соответствующие налоги или сборы, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства или товары, происходящие из третьих стран.

Истец в 1999 году поставил в Азербайджанскую Республику зерно. При расчетах применил ставку налога на добавленную стоимость в размере 10%, которая в спорный период действовала в РФ на основании статьи 6 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“. Зерно включено в Перечень продовольственных товаров, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.98 N 1203 “О продовольственных товарах, по которым применяется ставка НДС в размере 10%, и дополнительной импортной пошлине на сельскохозяйственные и продовольственные товары и лекарственные средства“.

С учетом данных обстоятельств суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец правильно на основании Закона РФ “О налоге на добавленную
стоимость“ и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле при реализации зерна в Республику Азербайджан применил ставку НДС в размере 10%.

Суд первой инстанции дал соответствующую правовую оценку обстоятельствам дела и обоснованно отклонил доводы ответчика о необходимости применения при расчетах за продукцию, поставленную в Азербайджанскую Республику, 20% ставки НДС в соответствии с Письмом Минфина РФ N 47 и ГНС РФ N ВЗ-4-05/55н от 14.04.93 “О налоге на добавленную стоимость“.

Поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном толковании судом позиции налоговой инспекции, изложенной в акте проверки, являются необоснованными и не могут быть приняты судом во внимание.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене решения и постановления апелляционной инстанции, кассационной инстанцией не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2001 по делу N А63-1852/2001-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.