Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.04.2002 N Ф08-893/2002-334А по делу N А63-2677/2001-С4 Налогоплательщиком обязанность по уплате единого налога на вмененный доход исполнена в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому налоговый орган обязан был выдать налогоплательщику свидетельство об уплате налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2002 г. N Ф08-893/2002-334А

Дело N А63-2677/2001-С4

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества “Ставропольнефтепродукт“ Л. (д-ть N 18 от 30.01.2002) и представителя Инспекции МНС РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края П. (д-ть N 242 от 18.01.2002), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края на решение от 01.11.2001 и постановление от 21.01.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2677/2001-С4, установил следующее.

Открытое акционерное общество “Ставропольнефтепродукт“ (далее по тексту - ОАО “Ставропольнефтепродукт“) обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ по Новоалександровскому
району Ставропольского края (далее по тексту - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции и обязании выдать истцу свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за апрель-декабрь 2001 года на осуществление розничной торговли горюче-смазочными материалами на автозаправочной станции N 44 по адресу: г. Новоалександровск, ул. Ленина, 1; N 81 по адресу: г. Новоалександровск, ул. Элеваторная, 35; N 204 по адресу: г. Новоалександровск, ул. Северная; N 218 по адресу: п. Присадовый; N 160 по адресу: ст. Григорополисская, ул. Горького; N 161 по адресу: п. Темижбекский; N 196 по адресу: ст. Расшеватская, ул. Расшеватская, 1 в соответствии с Законом Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края“ от 18.11.98 N 32-КЗ, в редакции названного Закона от 30.05.2000.

Решением суда от 01.11.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2002, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд указал, что поскольку истец представил налоговому органу расчет единого налога на вмененный доход за апрель-декабрь 2001 года с учетом уточнений и уплатил в бюджет сумму единого налога по платежным поручениям в большей сумме, чем причиталось по Закону Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края“ от 18.11.98 N 32-КЗ, в редакции Закона от 30.05.2000, то сумма переплаты в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит зачету в счет уплаты единого налога на вмененный доход на 2002 год и у налоговой инспекции не имелось законных оснований для невыдачи истцу свидетельства об уплате единого
налога на вмененный доход.

Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое об отказе в иске в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Заявитель полагает, что Закон Ставропольского края N 15-КЗ от 23.02.2001 “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“, вступивший в силу в соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного Закона с 01.04.2001, принят во исполнение пункта 2 статьи 3 Закона Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края“ от 18.11.98 N 32-КЗ, в котором установлено, что деятельность по розничной продаже горюче-смазочных материалов регулируется отдельным законом Ставропольского края. Поэтому Закон Ставропольского края N 15-КЗ не устанавливает нового налога, а конкретизирует порядок его уплаты, изменяет ставки налога и обязывает налогоплательщика представлять расчет по налогу в установленный данным Законом срок. Кроме того, налоговая инспекция указывает, что в случае применения базовой доходности в значении, установленном п. 6 приложения N 2 к Закону Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ в редакции от 30.05.2000 в расчете следует указывать физический показатель - 1 кв. метр общей площади, под которой налоговой инспекцией подразумевается общая площадь земельного участка, а не 1 кв. метр площади под оборудованием, как указано в расчете истца.

В отзыве на жалобу ОАО “Ставропольнефтепродукт“ просит жалобу налоговой инспекции отклонить, оставив в силе решение и постановление суда.

В судебном заседании представителем налоговой инспекции поддержаны доводы жалобы. Представитель ОАО “Ставропольнефтепродукт“ просил
судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, истец 15.03.2001 и 15.06.2001 представил в налоговую инспекцию расчеты суммы единого налога на вмененный доход на 2 и 3 квартал 2001 года по розничной торговле горюче-смазочными материалами по автозаправочным станциям N 44, 81, 204, 218, 160, 161, 196. На основании представленных расчетов истец оплатил в бюджет по автозаправочным станциям N 44, 81, 204, 218, 160, 161, 196 единый налог на вмененный доход в размере 1 371 441 рубль 31 копейка в соответствии с Законом Ставропольского края N 15-КЗ от 23.02.2001 “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“. 12.09.2001 истец представил в налоговую инспекцию декларации за четвертый квартал 2001 года по автозаправочным станциям N 44, 81, 204, 218, 160, 161, 196 и дополнительно оплатил в бюджет единый налог на вмененный доход в размере 33 813 рублей 85 копеек. Письмом от 12.09.2001 в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации истец представил уточненный расчет по единому налогу на вмененный доход за апрель-сентябрь 2001 года по розничной торговле горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях N 44, 81, 204, 218, 160, 161, 196, указав, что в соответствии с представленными расчетами по Закону Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ причитается к уплате за апрель-декабрь 2001 года 789 604 рублей 69 копеек. Истцом фактически уплачено в бюджет
за апрель-декабрь 2001 года 1 405 255 рублей 16 копеек Сумму переплаты истец просил зачесть согласно статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в счет уплаты данного вида налога за 2002 год.

В связи с уклонением налогового органа от выполнения обязанности по выдаче истцу свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход в соответствии со статьей 9 Закона Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, ОАО “Ставропольнефтепродукт“ подало иск о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции и обязании ответчика выдать свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход за апрель-декабрь 2001 года на осуществление розничной торговли горюче-смазочными материалами.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 2 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.1998 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ пункт 8 отсутствует, имеется в виду пункт 8 части 1 статьи 3 указанного Закона.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.98 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в редакции Федерального закона от 31.03.99 N 63-ФЗ) лица, осуществляющие розничную торговлю горюче-смазочными материалами, являются плательщиками единого налога на вмененный доход. На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 3 Закона Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ в редакции Закона Ставропольского края от 17.02.2000 N 11-КЗ, начиная с 01.04.2000 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Ставропольского края по розничной торговле горюче-смазочными материалами, являются плательщиками
единого налога на вмененный доход. Согласно статье 1 Закона Ставропольского края N 15-КЗ от 23.02.2001 “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“, вступившего в силу с 1 апреля 2001 года, данный Закон принят в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

При рассмотрении данного спора судом сделан правильный вывод о том, что Закон Ставропольского края N 15-КЗ от 23.02.2001 не подлежит применению в период рассматриваемых правоотношений и расчет сумм единого налога на вмененный доход по розничной торговле горюче-смазочными материалами обоснованно произведен истцом на основании Закона Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Поэтому довод налоговой инспекции о том, что Закон Ставропольского края N 15-КЗ не устанавливает нового налога, а конкретизирует порядок его уплаты, так как он принят на основании пункта 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, является неправомерным. Закон Ставропольского края N 15-КЗ содержит все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Данным Законом также установлен круг налогоплательщиков, поэтому судом сделан правильный вывод о том, что Законом Ставропольского края N 15-КЗ на территории Ставропольского края фактически введен новый налог,
а поэтому введение Закона в действие с 01.04.2001 противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав все фактические обстоятельства по делу, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон, сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа законных оснований для невыдачи свидетельства об уплате налога налогоплательщику. Налогоплательщиком обязанность по уплате налога исполнена в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в соответствии со статьей 9 Закона Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ налоговый орган обязан был не позднее трех дней со дня уплаты налога выдать налогоплательщику свидетельство об уплате налога. Это требование Закона налоговым органом не выполнено.

Расчет, который произведен ответчиком исходя из площади всего земельного участка, противоречит действующему законодательству, в том числе Закону Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции и отмены судебных актов не имеется.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (п. 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 01.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2002 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2677/2001-С4 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.