Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2002 N Ф08-894/2002-326А Краевой закон “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче-смазочными материалами...“ не подлежит применению в период рассматриваемых отношений, и расчет сумм единого налога на вмененный доход по розничной торговле горюче-смазочными материалами обоснованно произведен на основании краевого закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 апреля 2002 года Дело N Ф08-894/2002-326А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в присутствии представителей ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Ставрополя, представителей ОАО “Роснефть - Ставрополье“, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району города Ставрополя на решение от 14 января 2002 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-3725/2001-С4, установил следующее.

ОАО “Роснефть - Ставрополье“, г. Ставрополь, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции МНС РФ
по Октябрьскому району города Ставрополя и обязании ответчика выдать истцу свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход за апрель - декабрь 2001 года на осуществление розничной торговли горюче - смазочными материалами на АЗС N 10 (г. Ставрополь, пр. Кулакова), АЗС N 19 (г. Ставрополь ул. Ленина), АЗС N 15 (г. Ставрополь, ул. Достоевского), АЗС N 8 (г. Ставрополь, ул. 8 Марта) и обязании налоговой инспекции зачесть сумму переплаченного налога в счет уплаты единого налога на вмененный доход за 2002 год.

Решением суда от 14.01.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме на том основании, что Закон Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче - смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“ от 23.02.2001 N 15-КЗ принят в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса РФ, Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ и не может быть принят судом во внимание при рассмотрении спорных правоотношений.

Судом также были приняты во внимание положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ. Истцом налоговому органу был представлен расчет единого налога на вмененный доход за апрель - декабрь 2001 года, с учетом уточнений. Поскольку ОАО “Роснефть - Ставрополье“ оплатило в бюджет суммы единого налога по платежным поручениям в большей сумме, чем причиталось по Закону Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края“ от 18.11.98 N 32-КЗ, в редакции Закона от 30.05.2000, то сумма переплаты в силу статьи 78 Налогового кодекса РФ подлежит зачету в счет уплаты единого налога на
вмененный доход за 2002 год.

При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось законных оснований для невыдачи истцу свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в апелляционной инстанции не проверялись.

Инспекция МНС РФ по Октябрьскому району города Ставрополя, не согласившись с решением суда, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и принять новое решение в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права. Свои доводы заявитель обосновывает тем, что Закон Ставропольского края от 23.02.2001 N 15-КЗ “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче - смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“, вступивший в силу в соответствии с п. 1 ст. 25 данного Закона с 01.04.2001, принят во исполнение п. 2 ст. 3 Закона Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края“ от 18.11.98 N 32-КЗ, в котором установлено, что деятельность по розничной продаже горюче - смазочных материалов регулируется отдельным Законом Ставропольского края. Поэтому Закон Ставропольского края от 23.02.2001 N 15-КЗ не устанавливает нового налога, а конкретизирует порядок его уплаты, изменяет ставки налога и обязывает налогоплательщика представлять расчет по налогу в установленный данным Законом срок.

Кроме того, суд при установлении несоответствия Конституции РФ Закона Ставропольского края N 15-КЗ обязан был обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.98 N 19-П.

Представители налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы и просили решение суда отменить, а дело передать на новое рассмотрение в суд первой
инстанции. Налоговый орган полагает, что при новом рассмотрении суд должен производство по делу приостановить и направить соответствующий запрос в Конституционный Суд РФ.

Представитель ОАО “Роснефть - Ставрополье“ в заседании суда кассационной инстанции не согласился с доводами налогового органа и просил оставить обжалуемое решение суда без изменения.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ОАО “Роснефть - Ставрополье“ представило в налоговый орган расчеты суммы единого налога на вмененный доход по принадлежащим ему АЗС N 10 (г. Ставрополь, пр. Кулакова) в сумме 1156194 руб., АЗС N 19 (г. Ставрополь ул. Ленина) в сумме 132678 руб., АЗС N 15 (г. Ставрополь, ул. Достоевского) в сумме 88452 руб., АЗС N 8 (г. Ставрополь, ул. 8 Марта) в сумме 73710 руб. на второй, третий и четвертый кварталы 2001 года.

На основании данных расчетов истец оплатил в бюджет указанные суммы налога в соответствии с Законом Ставропольского края от 23.02.2001 N 15-КЗ “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче - смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“.

Письмом от 29.11.2001 согласно статье 81 Налогового кодекса РФ истцом представлены уточненные расчеты по единому налогу на вмененный доход за апрель - сентябрь 2001 года по розничной торговле ГСМ на АЗС N 10 (г. Ставрополь, пр. Кулакова), АЗС N 19 (г. Ставрополь ул. Ленина), АЗС N 15 (г. Ставрополь, ул. Достоевского), АЗС N 8 (г. Ставрополь, ул. 8 Марта).

Письмом от 29.11.2001 истец просил ответчика
зачесть излишне уплаченную в 2001 году сумму единого налога на вмененный доход в счет уплаты данного налога за последующие периоды, а также просил выдать свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход в соответствии с действующим законодательством.

При этом истцом было указано, что в соответствии с представленными расчетами по Закону Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ за 2 - 4 кварталы 2001 года причитается к уплате по АЗС N 10 - 173426 руб., по АЗС N 19 - 64532 руб., по АЗС N 15 - 39584 руб., по АЗС N 8 - 73710 руб.

Инспекцией МНС РФ по Октябрьскому району города Ставрополя по данным заявлениям истца никакого решения не принято.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 3 Закона Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ в редакции Закона Ставропольского края от 17.02.2000 N 11-КЗ начиная с 01.04.2000 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Ставропольского края по розничной торговле горюче - смазочными материалами, являются плательщиками единого налога на вмененный доход. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 18.11.98 N 32-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ был принят Закон Ставропольского края от 23.02.2001 N 15-КЗ “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче - смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“, который вступил в силу с 1 апреля 2001 года.

При рассмотрении данного спора судом первой инстанции сделан вывод о том, что Закон Ставропольского края от 23.02.2001
N 15-КЗ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям и расчет сумм единого налога на вмененный доход по розничной торговле ГСМ не может производиться на основании данного Закона.

Судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства дела, исследован вопрос обоснованности бездействия должностных лиц ответчика в выдаче свидетельств об уплате истцом единого налога за апрель - декабрь 2001 года и правомерно сделан вывод о том, что у налогового органа не имелось законных оснований для невыдачи свидетельства об уплате налога налогоплательщику.

Налоговый орган обязан был не позднее трех дней со дня уплаты налога выдать налогоплательщику свидетельство об уплате налога. Это требование закона налоговым органом не выполнено.

Принимая во внимание, что, исходя из физических показателей, указанных налогоплательщиком в расчетах по единому налогу на вмененный налог, расчет суммы налога произведен верно и налоговой инспекцией не представлено доказательств, опровергающих расчеты по налогу в соответствии с Законом Ставропольского края N 32-КЗ от 18.11.98, судом обоснованно на Налоговую инспекцию возложена обязанность по зачету излишне уплаченной суммы налога в счет уплаты единого налога за 2002 год.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции и отмены судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 1), статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14 января 2002 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-3725/2001-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.