Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2002 N Ф08-637/2002-232А В отличие от статьи “Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени“ Налогового кодекса РФ, предусматривающей начисление процентов за нарушение срока возврата налога, статья “Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени“ устанавливает более жесткие правила начисления процентов (с момента взыскания) в связи с тем, что взыскание является следствием неправомерных действий налоговых органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 марта 2002 года Дело N Ф08-637/2002-232А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителя общества с ограниченной ответственностью “Лукойл - Северо - Кавказнефтепродукт“, в отсутствие представителей ИМНС Российской Федерации по г. Пятигорску, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС Российской Федерации по г. Пятигорску на решение от 18.09.2001 и постановление от 10.12.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1451/2001-С4, установил следующее.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, на ИМНС Российской Федерации по
г. Пятигорску (далее - налоговая инспекция) возложена обязанность возвратить истцу, ОАО “ЛУКОЙЛ - КМВ“, правопреемником которого является ООО “Лукойл - Северо - Кавказнефтепродукт“, из федерального бюджета проценты в сумме 157994 рубля 88 копеек за несвоевременный возврат излишне взысканной пени.

Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты по спору отменить и в иске ООО “Лукойл - Северо - Кавказнефтепродукт“ отказать, так как взыскание пени по декадным платежам в 1999 году, до принятия Конституционным Судом Российской Федерации Определения от 14.12.2000 N 258-0, являлось законным. По заявлению истца сумма пени была возвращена налоговым органом в полном объеме в установленный срок, а поэтому оснований для взыскания процентов за несвоевременный возврат пени не имеется.

В заседание кассационной инстанции представители налоговой инспекции, надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились. Представителем ООО “Лукойл - Северо - Кавказнефтепродукт“ поддержана позиция, изложенная в судебных актах, которые он просил оставить без изменения.

Проверив законность решения и постановления суда по материалам дела, выслушав представителя стороны, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения по существу спора.

Как видно из материалов дела, инкассовым поручением налогового органа N 2065 от 22.12.99 с истца взыскано 342706 рублей 69 копеек пени за несвоевременную уплату декадных платежей по НДС на основании требования N 186 от 30.11.99. Кроме того, истец самостоятельно заплатил 20916 рублей 84 копейки пени по декадным платежам по НДС платежным поручением N 01/00020 от 09.01.2001 и 21038 рублей 70 копеек были списаны с расчетного счета истца 27.07.2000. Сумма пени была возвращена истцу налоговым
органом на основании заявления налогоплательщика от 17.04.2001 по заключению ИМНС N 443 от 10.05.2001 платежным поручением N 294 от 14.05.2001 на сумму 384661 рубль 59 копеек.

Позиция истца, поддержанная судом, состоит в необходимости применения к спорным правоотношениям последствий, предусмотренных статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), что влечет взыскание с налогового органа процентов за несвоевременный возврат пени.

Судом не учтено следующее.

Излишне взысканная сумма возникла, по мнению истца, в результате незаконных действий налогового органа, в связи с чем иск заявлен на основании статьи 79 Кодекса о применении последствий в виде начисления процентов со дня неправомерного взыскания налоговым органом суммы пени. В отличие от статьи 78 Кодекса, предусматривающей начисление процентов за нарушение срока возврата налога, статья 79 устанавливает более жесткие правила начисления процентов (с момента взыскания) в связи с тем, что взыскание является следствием неправомерных действий налоговых органов. Поэтому для ее применения необходимо установить незаконность действий ответчика, а не только факт списания суммы налоговым органом. Между тем, в период выставления инкассового поручения N 2065 от 22.12.99 законодательство о НДС предусматривало взыскание пени за несвоевременную уплату декадных платежей, а поэтому элемент противоправности в действиях ответчика отсутствует.

Кроме того, в сумму, из которой рассчитаны проценты, частично вошла сумма, самостоятельно уплаченная истцом, что также исключает применение положений статьи 79 Кодекса. Пунктом 4 статьи 79 Кодекса предусмотрено, что проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания. Днем взыскания суд посчитал дату инкассового поручения налогового органа N 2065 от 22.12.99.

В деле отсутствуют доказательства фактического взыскания пени налоговой инспекцией на конкретную дату. Тем же
пунктом определено, что сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. На имеющемся инкассовом поручении налогового органа на сумму 342706 рублей 69 копеек в графе назначение платежа указаны данные о распределении названной суммы по уровням бюджета: федеральный - 204321 рубль 48 копеек, краевой - 42822 рубля 94 копейки, местный - 95562 рубля 80 копеек. В то же время решением суда сумма процентов за несвоевременный возврат пени - 157994 рубля 88 копеек возвращается в полном объеме из федерального бюджета. В связи с изложенным у суда не было оснований для применения статьи 79 Кодекса.

К правоотношениям следует применить статью 78 Кодекса. Исходя из факта подачи заявления о возврате спорной суммы 17.04.2001 и своевременного возврата ее налоговой инспекцией платежным поручением N 294 от 14.05.2001 на сумму 384661 рубль 59 копеек оснований для удовлетворения иска не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (п. 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.09.2001 и постановление от 10.12.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1451/2001-С4 отменить.

В иске отказать.

Взыскать с ООО “Лукойл - Северо - Кавказнефтепродукт“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9519 рублей 60 копеек.

Поручить Арбитражному суду Ставропольского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.