Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.02.2002 N Ф08-242/2002 Отдел вневедомственной охраны не является плательщиком налога на прибыль, так как осуществляемая им деятельность по оказанию охранных услуг предпринимательской не является.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 февраля 2002 года Дело N Ф08-242/2002“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Октябрьского района г. Ростова - на - Дону (далее - ОВО при Октябрьском ОВД) и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ростова - на - Дону (далее - Инспекция МНС России), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.11.2001 по делу N А53-13723/2001-С5-19, установил следующее.

Решением арбитражного суда удовлетворен иск ОВО при Октябрьском ОВД о признании недействительным решения Инспекции МНС России от 22.08.2000 в части взыскании с истца 118976 руб. недоимки по уплате налога на прибыль, 7454 руб. пени, 16858 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда Инспекция МНС России просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и в иске отказать, поскольку вывод суда о том, что у ОВО при Октябрьском ОВД отсутствовали объекты налогообложения по налогу на прибыль, ошибочен. Заявитель жалобы считает, что доходы органов вневедомственной охраны от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению в общем порядке.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России проведена выездная налоговая проверка ОВО при Октябрьском ОВД по соблюдению законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.97 по 01.07.2000, по результатам которой составлен акт от 07.08.2000. В ходе проверки налоговым органом установлено, что в проверяемый период ОВО при Октябрьском ОВД не включало в прибыль и выручку средства от реализации услуг по договорам возмездного оказания услуг по охране имущества и грузов, по договорам подряда на установку и монтаж систем сигнализации, в связи с чем налоговой инспекцией начислено 118976 руб. налога на прибыль, 486 руб. налога на добавленную стоимость, 16858 руб. дополнительного платежа по налогу на прибыль.

По результатам проверки Инспекцией МНС России вынесено решение от 22.08.2000 о взыскании с ОВО при Октябрьском ОВД
118976 руб. и 486 руб. недоимки по налогам на прибыль и НДС, 7454 руб. пени за несвоевременную уплату налога на прибыль, 16858 руб. недоимки по дополнительному платежу по налогу на прибыль. Налоговым органом отказано в привлечении налогоплательщика к ответственности ввиду отсутствия налогового правонарушения по статье 109 (пункт 1) Налогового кодекса Российской Федерации.

ОВО при Октябрьском ОВД обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налогового органа от 22.08.2000 в части доначисления налога на прибыль и дополнительного платежа по налогу на прибыль, а также пени по налогу на прибыль.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что подразделения вневедомственной охраны не являются субъектами предпринимательской деятельности, не осуществляют предпринимательскую деятельность и не являются плательщиками налога на прибыль.

Данный вывод арбитражного суда подтверждается следующими обстоятельствами.

Согласно статье 2 (пункт 10) Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доход от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Согласно статье 35 Закона Российской Федерации “О милиции“ финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров. Внебюджетные средства используются для улучшения материально - технического обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников милиции и стимулирования их труда в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, основными задачами вневедомственной охраны являются охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания. Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками; организует и проводит научные исследования, опытные конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации; осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт, проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах; организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации; участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.

Пунктами 10 и 11 вышеуказанного Положения установлено, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов
над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами. Фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80% от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещают убытки от крупных краж и пожаров.

Арбитражный судом проверен порядок финансирования отделов вневедомственной охраны, порядок формирования цен (тарифов) на охрану объектов. Установлено, что составление смет доходов и расходов отделов вневедомственной охраны регламентировано внутренними документами Министерства внутренних дел Российской Федерации, что поступающие от заказчиков (собственников имущества, грузов) денежные средства являются целевыми, расходование которых производится в соответствии с нормами и нормативами, применяемыми в системе МВД России на содержание подразделений вневедомственной охраны для выполнения ими своих функций.

Арбитражный суд правомерно учел особенности правового положения вневедомственной охраны и сделал правильный вывод о том, что средства, полученные ОВО при Октябрьском ОВД по гражданско - правовым сделкам (договорам возмездного оказания услуг по охране имущества и грузов, договоров подряда на установку и монтаж средств системы охранно - пожарной сигнализации) не являются доходом от предпринимательской деятельности, то есть отсутствует объект налогообложения для исчисления налога на прибыль.

Таким образом, решение арбитражного суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права и у суда кассационной инстанции нет оснований для его отмены или изменения.

В части доводов налогового органа о том, что законом в спорный период была предусмотрена уплата дополнительных платежей по налогу на прибыль, данное
обстоятельство не имеет значения по настоящему спору. Поскольку у истца отсутствовала прибыль, никакие дополнительные платежи по данному налогу не могли быть начислены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2001 по делу N А53-13723/2001-С5-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.