Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2001 N Ф08-4285/2001 Согласно статье “Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника“ Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ обязанность конкурсного управляющего может быть возложена на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 декабря 2001 года Дело N Ф08-4285/2001“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия в судебном заседании представителей от ТО ФСФО РФ в Республике Дагестан, конкурсного управляющего коммерческого банка “Эльдаг“, комитета конкурсных кредиторов, ИМНС РФ по г. Махачкала, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального органа ФСФО РФ в Республике Дагестан на определение от 20.09.2001 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1046/98-2, установил следующее.

Государственная налоговая инспекция по г. Махачкала обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании
несостоятельным (банкротом) коммерческого банка “Эльдаг“.

Определением от 12.10.98 возбуждено дело о несостоятельности банка, решением от 23.10.98 коммерческий банк признан банкротом, открыто конкурсное производство. Определением от 31.12.98 конкурсным управляющим назначен Меджидов А.А.

Определением от 20.09.2001 отклонено заявление территориального органа ФСФО РФ в Республике Дагестан об отстранении конкурсного управляющего. Суд указал, что требования о наличии у арбитражного управляющего соответствующей лицензии не могут быть применены к уже назначенному арбитражному управляющему, так как вводятся в действие с 01.03.99.

В апелляционной инстанции определение не пересматривалось.

В кассационной жалобе территориальный орган ФСФО РФ в Республике Дагестан просит отменить определение от 20.09.2001, ссылаясь на неправильное применение судом статей 19 и 20 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявление о признании коммерческого банка “Эльдаг“ несостоятельным (банкротом) подано налоговой инспекцией по г. Махачкала. Требования заявителя включают задолженность по налогам и сборам, из чего следует, что интересы государства при банкротстве должника представляет указанный орган.

Согласно статье 25 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению осуществляет проведение государственной политики по обеспечению условий реализации процедур банкротства в соответствии с указанным Законом. Государственный орган утверждает требования к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражного управляющего. Компетенция федеральной службы распространяется на организации вне зависимости от их форм собственности.

Закон “О несостоятельности (банкротстве)“ введен в действие с 01.03.1998. Статьей 19 Федерального закона о банкротстве предусмотрено лицензирование деятельности арбитражных управляющих. Однако на основании части 2 статьи 185 указанного Закона эти положения
вводятся с 01.03.1999, до введения их в действие лица, получившие в установленном порядке аттестат специалиста по антикризисному управлению, могут назначаться арбитражными управляющими.

Назначая на должность конкурсного управляющего Меджидова А.А., арбитражный суд руководствовался лишь наличием у него экономического образования (ученый агроном-экономист) и стажа работы. Имеющееся в материалах дела свидетельство о государственной регистрации (л.д. 149 т. 1) свидетельствует о праве Меджидова А.А. заниматься подрядной деятельностью. Поскольку у Меджидова А.А. отсутствует аттестат антикризисного управляющего, назначение его конкурсным управляющим банка является ошибочным. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания к отказу в удовлетворении требований государственного органа об отстранении от должности конкурсного управляющего коммерческого банка “Эльдаг“ Меджидова А.А.

Из материалов дела видно, что лицензия у коммерческого банка “Эльдаг“ отозвана на основании Приказа Центрального банка РФ N 02-465 от 25.10.97. Собранием пайщиков от 19.12.97 принято решение о ликвидации банка, создана ликвидационная комиссия, председателем ликвидационной комиссии назначен Алибеков Д.И.

Согласно статье 175 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ обязанность конкурсного управляющего может быть возложена на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Вопрос о назначении на должность конкурсного управляющего Алибекова Д.И. обсуждался на собрании конкурсных кредиторов банка-банкрота 17.08.98 (л.д. 92-93 т. 1). Кредиторы рекомендовали на должность конкурсного управляющего банка “Эльдаг“ Алибекова Д.И. Назначая на должность конкурсного управляющего Меджидова А.А., арбитражный суд неправильно применил статьи 19, 175 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, поэтому определение от 20.09.2001 подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 171, 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 20.09.2001 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N
А15-1046/98-2 отменить. Отстранить от должности конкурсного управляющего коммерческого банка “Эльдаг“ Меджидова А.А. Назначить конкурсным управляющим председателя ликвидационной комиссии коммерческого банка “Эльдаг“ Ф.И.О.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.