Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.09.2001 N Ф08-2979/2001 Обязанность плательщика по уплате страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования прекращается зачетом, если в соответствии с установленным законом порядком на соответствующую сумму поставлены товары лечебно-профилактическому учреждению, в том числе и в случае, когда поставка товаров осуществлена за плательщика третьим лицом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 сентября 2001 года Дело N Ф08-2979/2001“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей Государственного научного учреждения “Всероссийский научно - исследовательский институт риса“ (далее - ГНУ ВНИИ риса), Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд ОМС), рассмотрев кассационную жалобу ГНУ ВНИИ риса на решение от 08.06.2001 и постановление апелляционной инстанции от 01.08.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7706/2001-20/168, установил следующее.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении иска ГНУ ВНИИ
риса о понуждении Территориального фонда ОМС считать погашенной (прекращенной) обязанность истца по уплате 53138 руб. страховых взносов, имевшихся по состоянию на 01.01.99, и не начислять пени и штраф на данную сумму за соответствующий период. В части исковых требований о признании не подлежащим исполнению приказа Территориального фонда ОМС от 30.06.2000 N 106-П производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции ГНУ ВНИИ риса просит судебные акты в части отказа считать исполненной обязанность по уплате страховых взносов отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и иск удовлетворить, поскольку плательщик исполнил все обязательства по договору от 19.07.99 (с дополнениями) и соглашению о взаимозачетах от 19.01.2000 с Территориальным фондом ОМС, а действия ответчика по восстановлению в учетных документах записи о наличии у истца 53138 руб. задолженности по уплате страховых взносов, с начислением на данную сумму недоимки пени и штрафов, являются односторонним отказом от выполнения обязательств по вышеуказанным договору и соглашению о взаимозачетах. По мнению истца, арбитражный суд не учел наличие во взаимоотношениях между истцом и ответчиком гражданско - правовых отношений.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.

Главой администрации Краснодарского края принято постановление от 27.01.99 N 65 “О мерах по сокращению просроченной задолженности в фонды обязательного медицинского страхования в целях обеспечения необходимых условий работы лечебно - профилактических учреждений края“ (далее - Постановление от 27.01.99 N 65), которым утверждено Положение о порядке учета погашения задолженности в фонды
обязательного медицинского страхования при выполнении предприятиями - недоимщиками работ и поставке продукции для лечебно - профилактических учреждений края на период с 1 января 1999 года по 31 декабря 1999 года“ (далее - “Положение о порядке учета...“ или Положение).

Данное Положение введено с целью содействия в разрешении кризиса неплатежей, мобилизации рационального и целевого использования средств Краснодарского территориального фонда ОМС исключительно на нужды здравоохранения края, для обеспечения стабильного функционирования лечебно - профилактических учреждений (далее - ЛПУ) в 1999 году и соответствующего сокращения общей суммы просроченной задолженности плательщиков в фонды ОМС (пункт 1.2. Положения). Учет погашения задолженности на основании взаимозачетов предполагает взаимное погашение участниками своей кредиторской задолженности без перечисления денежных средств (пункт 2.1. Положения).

“Положением о порядке учета...“ определена процедура проведения взаимозачетов, при этом пунктом 2.6 Положения предусмотрено: заключению договоров между ЛПУ и предприятием - плательщиком страховых взносов должно предшествовать согласование с филиалами Территориального фонда ОМС по вопросам соответствия договора потребностям ЛПУ и утвержденной в установленном порядке смете расходов. В пунктах договора, связанных с порядком расчетов, должна быть оговорена конкретная сумма, подлежащая взаимозачету (пункт 2.8 Положения). Соглашение о взаимозачетах заключается между тремя сторонами: предприятием - плательщиком страховых взносов, имеющим задолженность по уплате взносов; ЛПУ, имеющим кредиторскую задолженность перед данным предприятием - плательщиком по договору; филиалом Краснодарского территориального фонда ОМС.

Таким образом, Положением предусмотрено заключение предприятием - плательщиком страховых взносов двух договоров: соглашения о взаимозачете с Территориальным фондом ОМС в лице филиала и ЛПУ и договора подряда (купли - продажи) с ЛПУ.

То обстоятельство, что Краснодарское муниципальное лечебно - диагностическое объединение (далее - КМЛДО) входит в систему ОМС,
никем не оспаривается. У ГНУ ВНИИ риса по состоянию на 01.01.99 имелась задолженность перед Территориальным фондом ОМС по уплате страховых взносов в размере 53137 руб. 95 коп, что также не оспаривается.

19.07.99 между ООО “Тамарис“ (поставщик) и КМЛДО (покупатель) заключен договор поставки медицинского оборудования. Договором предусмотрена безденежная форма расчетов, при этом расчеты могут осуществляться взаимозачетом, встречной поставкой, взаиморасчетом через уступку прав требования и перевод долга, расчеты через ОМС и муниципальный бюджет.

Дополнением от 19.07.99 к договору поставки, заключенному между ООО “Тамарис“ (поставщик), ГНУ ВНИИ риса (продавец) и КМЛДО (получатель), согласованному с Краснодарским филиалом Краснодарского территориального фонда ОМС, изменен порядок расчетов. Участники договорились осуществить расчет путем взаимозачетов, при котором расчет за поставляемое ООО “Тамарис“ в адрес КМЛДО медицинское оборудование производит ГНУ ВНИИ риса путем поставки сельскохозяйственной продукции в адрес ООО “Тамарис“. В свою очередь, расчет перед ГНУ ВНИИ риса за поставленное в адрес КМЛДО медицинское оборудование производится путем погашения имеющейся у ГНУ ВНИИ риса задолженности перед Территориальным фондом ОМС по уплате страховых взносов, образовавшейся по состоянию на 01.01.99, в размере 53137 руб.

Согласно акту взаимной сверки расчетов от 16.11.99 между ООО “Тамарис“ и КМЛДО первый во исполнение обязательств по договору от 19.07.99 по счетам - фактурам NN 42 и 57 от 21.10.99 и 16.11.99 поставил второму медицинское оборудование стоимостью 4600 руб. и 53137 руб. 95 коп. Общая сумма долга КМЛДО перед ООО “Тамарис“ составила 57737 руб. 95 коп.

16.11.99 между ООО “Тамарис“ (поставщик), КМЛДО (больница), ГНУ ВНИИ риса (плательщик) заключен договор, согласованный с Краснодарским филиалом Краснодарского территориального фонда ОМС, по условиям которого поставщик обязался в
течение 90 дней с момента подписания договора (в период с 16.11.99 по 15.02.2000) поставить больнице медицинское оборудование на сумму 53137 руб. 95 коп., а плательщик - в тот же срок передать поставщику 3220 кг риса по цене 15 руб. за 1 кг (включая НДС) на общую сумму 53137 руб. 95 коп. в счет погашения долга по уплате страховых взносов в Территориальный фонд ОМС.

Согласно пункту 1.3 договора задолженность плательщика перед Территориальным фондом ОМС считается погашенной с момента подписания больницей приемо - сдаточных документов на поставку поставщиком медицинского оборудования и передачи плательщиком поставщику сельхозпродукции. Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что зачет осуществляется путем заключения в установленном порядке соглашения между плательщиком и Краснодарским филиалом Краснодарского территориального фонда ОМС.

В соответствии со счетом - фактурой N 4 от 17.01.2000 ГНУ ВНИИ риса поставило ООО “Тамарис“ 3220 кг риса на общую сумму 53137 руб. 95 коп. (включая 10% НДС).

Соглашением о взаимозачетах от 19.01.2000, подписанным ГНУ ВНИИ риса, КМЛДО и Краснодарским территориальным фондом ОМС, установлено, что Территориальный фонд ОМС зачел в счет уплаты страховых взносов 53137 руб. 95 коп., а ГНУ ВНИИ риса приняло к зачету долг КМЛДО по поставленному медицинскому оборудованию на сумму 53137 руб. 95 коп.

В материалах дела отсутствуют счета - фактуры NN 42 и 57 от 21.10.99 и 16.11.99, а также накладные о передаче больнице медицинского оборудования стоимостью 53137 руб. 95 коп., однако ни одна из сторон не ссылается на то обстоятельство, что условия договора от 19.07.99 по поставке лечебно - профилактическому учреждению медицинского оборудования на сумму 53137 руб. 95 коп. не были исполнены.

Отказывая в
иске, арбитражный суд исходил из того, что Постановление от 27.01.99 N 65 и “Положение о порядке учета...“ действовали в период с 01.01.99 по 31.12.99, а соглашение о взаимозачетах заключено 19.01.2000, то есть за пределом действия вышеуказанных нормативных актов. Однако судом не указаны основания и не приведены нормы гражданского права, в соответствии с которыми соглашение от 19.01.2000 признано недействительным.

При этом арбитражный суд не учел следующие обстоятельства.

“Положением о порядке учета...“ предусмотрено (пункт 2.5), что кредиторская задолженность у ЛПУ перед предприятием - плательщиком страховых взносов по договорам подряда (купли - продажи) должна возникнуть с 01.01.99 по 31.12.99, а сроков проведения зачетов по выполнению соглашений о взаимозачетах не установлено.

При подписании дополнительного соглашения к договору от 19.07.99 Территориальным фондом ОМС изменен порядок проведения взаимозачета. По существу, дополнительным соглашением к договору от 19.07.99 право требования к КМЛДО на сумму 53137 руб. 95 коп. передано первоначальным кредитором (ООО “Тамарис“) новому кредитору (ГНУ ВНИИ риса), а у нового кредитора перед первоначальным кредитором возникло обязательство по поставке риса. В свою очередь, обязанность по расчетам за КМЛДО за поставленное медицинское оборудование взял на себя Территориальный фонд ОМС. Положение, при котором поставка медицинского оборудования по договору купли - продажи для ЛПУ осуществлялась не предприятием - плательщиком страховых взносов, а его должником, не противоречит целям осуществления такого рода взаимозачета и действовавшим нормативным актам.

Тем самым, наличие у плательщика страховых взносов права требования к лечебно - профилактическому учреждению с одновременным наличием у плательщика обязанности перед Территориальным фондом ОМС по уплате страховых взносов, а у Территориального фонда ОМС - обязанности по финансированию ЛПУ соответствовало условиям
“Положения о порядке учета...“ и позволяло провести взаимозачет.

Основным условием для проведения взаимозачета по “Положению о порядке учета...“ является поставка товаров (выполнение работ) для ЛПУ плательщиком страховых взносов в период с 01.01.99 по 31.12.99. Материалами настоящего дела подтверждается получение КМЛДО медицинского оборудования в 1999 году, то есть вышеуказанное условие “Положения о порядке учета...“ плательщиком было соблюдено. Фактически у ГНУ ВНИИ риса встречное требование к Территориальному фонду ОМС возникло в 1999 году и существовало на момент заключения договора от 16.11.99. Как полагает ГНУ ВНИИ риса, при подписании договора от 16.11.99 Территориальным фондом ОМС и ГНУ ВНИИ риса было заявлено о погашении встречных денежных требований. Данный довод ответчика соответствует требованиям статьи 410 Гражданского кодекса России.

То обстоятельство, что поставка риса плательщиком страховых взносов поставщику медицинского оборудования и оформление соглашения между плательщиком и Краснодарским филиалом Краснодарского территориального фонда ОМС осуществлены уже в 2000 году, не лишает ГНУ ВНИИ риса права требования считать его обязанность по уплате страховых взносов в сумме 53137 руб. 95 коп. исполненной.

Арбитражный суд не учел, что Территориальный фонд ОМС явился участником договора от 16.11.99 и выразил согласие на то, что ГНУ ВНИИ риса должен передать сельскохозяйственную продукцию (рис) до 16.02.2000. Кроме того, зачет задолженности плательщика по уплате страховых взносов Территориальным фондом ОМС фактически был произведен 16.11.99, а оформлен отдельным соглашением 19.01.2000.

Таким образом, отношения по уплате плательщиками страховых взносов в государственный социальный внебюджетный фонд носят властно - подчиненный характер. Однако принятыми в установленном законом порядке нормативными правовыми актами был определен способ прекращения плательщиками страховых взносов своих обязательств по уплате страховых взносов в соответствующий
государственный социальный внебюджетный фонд. Установленный законом механизм предполагал возникновение гражданско - правовых отношений между хозяйствующими субъектами (ЛПУ и плательщиками страховых взносов), при котором погашение (прекращение) возникших денежных обязательств осуществлялось посредством зачета других требований, являющихся публично - правовыми, с участием государства в лице соответствующего органа (государственного социального внебюджетного фонда).

Тем самым государство уравняло денежные обязательства, возникшие из гражданско - правовых отношений (отношения по сделке купли - продажи или подряда), и денежные обязательства, возникшие из публично - правовых отношений (обязательства по уплате страховых взносов). Поскольку государство в лице субъектов Российской Федерации разрешило производить погашение (прекращение) публичных обязательств, носящих денежный характер, зачетом гражданско - правовых обязательств, также носящих денежный характер, это дает право говорить о том, что данные обязательства являются не только встречными, но и однородными. Иными словами, государство установило механизм, при котором публично - правовая обязанность прекращалась в связи с выполнением гражданско - правовых обязанностей. Уплата плательщиками страховых взносов в соответствующий фонд вытекает из публично - правовых отношений, а поставка плательщиком или по его поручению третьим лицом оборудования ЛПУ и поставка каких-либо товаров плательщиком третьему лицу, если последним осуществлялась поставка оборудования ЛПУ, вытекают из гражданско - правовых отношений.

Устанавливая механизм зачета данных обязательств, государство дало возможность рассматривать их как однородные денежные требования в силу закона. Отношения по зачету встречных однородных требований регулируются статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации. Односторонний отказ Территориального фонда ОМС от произведенного зачета встречных требований в силу статьи 310 Гражданского кодекса России неправомерен.

Кассационной инстанцией дана оценка исковым требованиям ГНУ ВНИИ риса. Исковое требование о понуждении Территориального фонда ОМС восстановить взаимозачет по
погашению задолженности истца по уплате страховых взносов в определенном размере по существу является требованием плательщика страховых взносов считать его обязанность по уплате страховых взносов в определенной сумме, погашенной согласно статье 44 (пункту 2 части 3) Налогового кодекса России. Установленный в 1999 году в Краснодарском крае вышеуказанным “Положением о порядке учета...“ порядок взаимозачетов с участием плательщиков страховых взносов и Территориальным фондом ОМС позволяет считать прекращенной (погашенной путем зачета) обязанность ГНУ ВНИИ риса по уплате 53138 руб. страховых взносов.

Так как обязательство ГНУ ВНИИ риса по уплате 53138 руб. страховых взносов прекратилось, эта сумма не считается недоимкой и на нее не начисляются пеня и штраф.

В связи со вступлением в силу части второй Налогового кодекса России кассационной инстанцией рассмотрен вопрос о том, является ли Территориальный фонд ОМС надлежащим ответчиком по настоящему делу. Стороной в материальном правоотношении, связанной с уплатой плательщиком страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, является государство, а не его органы. Поскольку отношения по зачету между сторонами возникли в 1999 году, а истец в качестве ответчика по настоящему делу указал Территориальный фонд ОМС, вынесение судебного решения в отношении Территориального фонда ОМС без привлечения к участию в деле соответствующего налогового органа возможно.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пункт 2), 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.06.2001 и постановление апелляционной инстанции от 01.08.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7706/2001-20/168 отменить в части.

Считать прекращенной обязанность Государственного научного учреждения “Всероссийский научно - исследовательский институт риса“ по уплате страховых взносов в сумме 53138
руб. в фонд обязательного медицинского страхования.

В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.