Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.05.2001 N Ф08-1569/2001-482А При несоблюдении сроков доставки, определенных таможенным органом, к ответственности в качестве перевозчика должна привлекаться та железная дорога, к которой относится станция назначения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 31 мая 2001 года Дело N Ф08-1569/2001-482А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителей Краснодарской таможни, Краснодарского отделения СКЖД, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение от 29.01.2001 и постановление апелляционной инстанции от 27.03.2000 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11584/2000-45/303, установил следующее.

Краснодарское отделение Северо - Кавказской железной дороги (далее по тексту - отделение дороги) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании недействительным постановления Краснодарской таможни от 26.06.2000 N 11200-874/00 о нарушении таможенных правил
по части 3 статьи 254 Таможенного кодекса РФ.

Решением арбитражного суда от 29.01.2001 в иске отказано в связи с тем, что факт совершения таможенного правонарушения подтвержден материалами дела и истец является субъектом таможенного правонарушения.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2001 решение суда отменено, признано недействительным постановление таможенного органа и истцу возвращена госпошлина в сумме 1252 руб. 40 коп.

Отменяя решение суда и признавая недействительным постановление Краснодарской таможни, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Краснодарское отделение СКЖД привлечено к ответственности за нарушение, которое им не совершено.

Краснодарская таможня обжаловала постановление апелляционной инстанции в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, просила его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в силу положений пункта 11 статьи 18 Таможенного кодекса РФ Краснодарское отделение дороги является перевозчиком и должно нести ответственность за нарушение таможенных правил независимо от вины.

Представитель Краснодарской таможни поддержал в судебном заседании доводы кассационной жалобы.

Представитель Краснодарского отделения СКЖД считал жалобу таможенного органа необоснованной и просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции не подлежит отмене ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, Краснодарской таможней принято постановление по делу о нарушении таможенных правил N 11200-874/2000 от 26.06.2000 о признании Краснодарского отделения Северо - Кавказской железной дороги совершившим нарушение таможенных правил, предусмотренное ч. 3 ст. 254 Таможенного кодекса РФ, и наложении взыскания в виде штрафа в размере 166 руб. 98 коп.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что контейнер N 519133849, следующий с грузом
с территории Украины под таможенным контролем, на станцию Кореновск СКЖД прибыл с нарушением установленного таможенным органом срока.

В соответствии с частью 2 статьи 140 Таможенного кодекса Российской Федерации доставка товаров, транспортных средств и документов на них должны быть произведены в сроки, установленные таможенным органом Российской Федерации. Ответственность за несоблюдение требований указанной статьи, то есть за несоблюдение установленного таможенным органом Российской Федерации срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них, установлена частью 3 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Статьей 140 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность доставки товаров, транспортных средств и документов на них возложена на перевозчика, под которым согласно пункту 11 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации понимается лицо, фактически перемещающее товары, либо являющееся ответственным за использование транспортных средств.

В частности, в соответствии с Правилами перевозок грузов, утвержденными МПС СССР (в редакции 23.10.98), и, главным образом, в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 2-ФЗ “Транспортный устав железных дорог Российской Федерации“ (ст. 8, 18, 31, 36, 37, 39, 40, 108, 109 и др.) полномочиями по организации перевозочного процесса (планирование перевозок, принятие заявок на перевозку, заключение договоров перевозки, расчеты за оказание услуг по перевозке грузов, оформление и контроль за организацией переадресовки грузов, уведомление получателя о прибытии грузов и т.п.) и соответствующими контролирующими полномочиями наделены именно железные дороги. Согласно названному Уставу на железные дороги возлагается обязанность доставить груз по назначению и в определенные сроки, и устанавливается правило, в соответствии с которым, имущественная ответственность за несохранность груза возлагается на железные дороги.

Кроме того, Устав, закрепляя основания для освобождения железной дороги от ответственности, в том числе и
за недоставление товара получателю, не предусматривает в качестве таких оснований действия отделений дорог ввиду того, что отделения дорог реально не наделены полномочиями контроля за перевозочным процессом. Отделения железных дорог, имея статус юридического лица, лишь обеспечивают процесс перевозки грузов по железной дороге, не организуя и не контролируя его, и, как следствие, не отвечают за вред, причиненный грузу в процессе перевозки перед третьими лицами (грузоотправитель, грузополучатель, таможенные и другие государственные органы).

С учетом изложенного именно железная дорога является лицом, ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором, следовательно, железная дорога является перевозчиком в соответствии с определением, приведенным в п. 11 статьи 18 Кодекса, и как перевозчик при несоблюдении сроков доставки к ответственности должна была привлекаться та железная дорога, к которой относится станция назначения, т.е. в данном случае, Северо - Кавказская железная дорога.

Следовательно, оспариваемое постановление Краснодарской таможни о привлечении к ответственности по п. 3 ст. 254 Таможенного кодекса РФ отделения дороги обоснованно признано судом апелляционной инстанции недействительным как не соответствующее нормам действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы истца.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы таможенного органа не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2001 по делу N А32-11584/2000-45/303 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.