Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2000 N Ф08-1422/2000-401А В раздел территориальной программы обязательного медицинского страхования населения края, которым определены виды медицинской помощи и медицинских услуг, финансируемых за счет средств краевого фонда обязательного медицинского страхования, затраты на приобретение оборудования и хозяйственных материалов не включены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 июня 2000 года Дело N Ф08-1422/2000-401А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования и представителя общества с ограниченной ответственностью “Ставропольская городская поликлиника N 9“, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ставропольская городская поликлиника N 9“ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2000 по делу N А63-960/99-С4, установил следующее.

Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования (Ставропольский КФОМС) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Ставропольская городская
поликлиника N 9“, г. Ставрополь (ООО “Ставропольская городская поликлиника N 9“), о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств в сумме 129718 руб. 80 коп.

Решением от 08.07.99 с ООО “Ставропольская городская поликлиника N 9“ в пользу Ставропольского КФОМС взыскано 129718 руб. 80 коп. Решение мотивировано тем, что право истца на взыскание средств, расходуемых не по назначению, предусмотрено Указом Президента Российской Федерации N 1095 от 25.07.96.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.09.99 решение от 08.07.99 оставлено без изменения. Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции и указала, что средства ОМС должны использоваться на оплату медицинских услуг, согласно тарифам, утвержденным главным врачом и согласованным с субъектами ОМС, а не на приобретение оборудования и хозяйственных материалов.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 15.11.99 вышеуказанные судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, в связи с необходимостью уточнения исковых требований, поскольку взыскание денежных средств с ответчика в пользу истца в качестве задолженности не соответствует нормам материального права, так как ответчик не имел задолженности.

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец изменил предмет иска и просил обязать ответчика восстановить на своем счете использованные не по целевому назначению 128757 руб. 07 коп.

Решением от 16.03.2000 на ООО “Ставропольская городская поликлиника N 9“ возложена обязанность в месячный срок восстановить средства ОМС в сумме 128757 руб. 07 коп. Решение мотивировано тем, что ответчик, являясь обществом с ограниченной ответственностью, в условиях, когда затраты на приобретение оборудования не были предусмотрены Территориальной программой ОМС, должен был приобретать его за счет предусмотренных тарифами
на медицинские услуги средств на амортизационные отчисления, которые в 1996 году составили 4662 руб. 40 коп., за 9 месяцев 1997 года - 3135 руб. 90 коп. и за свои собственные средства. Фактически ответчиком за указанный период израсходовано 138651 руб. 80 коп., с учетом суммы амортизационных отчислений и финансовой помощи в сумме 1134 руб. 80 коп., полученной ответчиком от МСК “Гарант - М“, не по целевому назначению использовано 129718 руб. 80 коп., из которых денежные средства в сумме 961 руб. 73 коп. восстановлены на счете.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

ООО “Ставропольская городская поликлиника N 9“ подало кассационную жалобу на указанное решение, которое просит отменить как незаконное, в иске отказать. По мнению ответчика, поликлиника имела право самостоятельно распоряжаться заработанными денежными средствами, в том числе и на закупку необходимого медицинского оборудования.

В отзыве на кассационную жалобу Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. По мнению истца ответчик не вправе самостоятельно распоряжаться средствами ОМС, поскольку осуществляет выполнение государственного заказа, определенного территориальной программой ОМС по оказанию бесплатных медицинских услуг населению по тарифам, утвержденным главным врачом поликлиники и согласованным с субъектами ОМС на принадлежащих ему основных средствах.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО “Ставропольская городская поликлиника N 9“ поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение отменить и в иске отказать.

Представители Ставропольского КФОМС возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить обжалуемое решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что
кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки деятельности ООО “Ставропольская городская поликлиника N 9“ за 1996 и 9 месяцев 1997 года по программам обязательного медицинского страхования Ставропольским КФОМС составлена справка (л.д. 8-15) о неправомерном расходовании ответчиком средств обязательного медицинского страхования на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, не входящих в финансирование второго раздела “Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Ставропольского края“, в сумме 129718 руб. 80 коп. Уведомлением от 21.07.98 N 09/1122 истец предложил ООО “Ставропольская городская поликлиника N 9“ восстановить использованные не по целевому назначению средства в сумме 129718 руб. 80 коп. за счет других источников (местный бюджет, платные услуги) и направить на покрытие расходов по статьям, входящим в структуру тарифов на медицинские услуги в системе ОМС Ставропольского края. В связи с тем, что ответчиком из указанной суммы восстановлено было только 961 руб. 73 коп., истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении на счете использованных не по назначению денежных средств в сумме 128757 руб. 07 коп.

В соответствии с Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, на основании утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.92 N 41 “Базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации“ была разработана и постановлением главы администрации Ставропольского края N 343 от 27.09.94 утверждена “Территориальная программа обязательного медицинского страхования населения Ставропольского края“, разделом 2 которой определены виды медицинской помощи и медицинских услуг, финансируемых за счет средств краевого фонда ОМС. В данный раздел затраты на приобретение оборудования и хозяйственных материалов не включены. Ставропольский
КФОМС в результате проверки установил, что в 1996 и за 9 месяцев 1997 года денежные средства ОМС в сумме 129718 руб. 80 коп. были израсходованы ответчиком на приобретение оборудования и хозяйственных материалов.

Всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу, дав оценку представленным сторонами доказательствам, суд правомерно пришел к выводу о том, что денежные средства в сумме 129718 руб. 80 коп. использованы ответчиком не по целевому назначению и учитывая, что из указанной суммы восстановлено ответчиком 961 руб. 73 коп., возложил на последнего обязанность в месячный срок восстановить на счете средства ОМС в сумме 128757 руб. 07 коп. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене решения суда первой инстанции, кассационной инстанцией не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2000 по делу N А63-960/99-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.