Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2000 N Ф08-1451/2000 по делу N А32-16997/99-42/435 Дело по иску о взыскании использованного не по целевому назначению инвестиционного налогового кредита направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не дал оценку пунктам соглашения, в которых определен порядок предоставления инвестиционного налогового кредита и согласован перечень предприятий, являющихся непосредственными получателями и пользователями инвестиционного налогового кредита, не выяснил обстоятельства непосредственного предоставления бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2000 г. N Ф08-1451/2000

Дело N А32-16997/99-42/435

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Спириденко Т.А., судей Боровка Э.В., Трифоновой Л.А., при участии представителей Министерства финансов РФ - Бабенко В.А. (доверенность N 18-01/2265 от 12.11.99), Цокур О.Э. (доверенность N 18-15/152 от 19.01.2000), Администрации города Новороссийска - Шуляк Л.М. (доверенность N 67-0-09.6 от 13.01.2000), МУ “КУЭМИ“ - Неждановой А.В. (доверенность от 20.10.99), финансово-бюджетного управления Администрации города Новороссийска - Мухиной О.Н. (доверенность N 022-1752 от 12.12.99), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Новороссийска на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2000 по делу N А32-16997/99-42/435
(судья Дорогина Т.Н.), установил следующее.

Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному учреждению “Комитет по управлению и эксплуатации муниципального имущества“ (далее - МУ “КУЭМИ“) и Администрации города Новороссийска о взыскании 2750000 руб. использованного не по целевому назначению инвестиционного налогового кредита (далее - ИНК), 8725560 руб. штрафа за не целевое использование средств федерального бюджета и 1090695 руб. процентов за пользование этими денежными средствами (л.д. 3-5, т. 1).

В порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, привлечено финансово-бюджетное управление Администрации города Новороссийска (л.д. 72, т. 4).

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцом заявлен отказ от иска в части взыскания 1090695 руб. процентов за пользование денежными средствами федерального бюджета (л.д. 99, т. 1, 22, т. 2).

Решением 15.03.2000 с Администрации города Новороссийска взыскано в пользу Министерства финансов РФ 2750000 руб. бюджетной ссуды и в доход федерального бюджета 16288 руб. 55 коп. государственной пошлины, в части взыскания 1090695 руб. процентов производство по делу прекращено в связи с отказом от иска, в части взыскания штрафа и в отношении МУ “КУЭМИ“ в иске отказано (л.д. 131-134, т. 4). При принятии решения суд исходил из того, что на основании Постановления Правительства РФ N 188 от 28.02.96 “О предоставлении инвестиционного налогового кредита (ИНК) организациям, расположенным в г. Новороссийске“ и соглашения между Министерством финансов РФ и Администрацией города Новороссийска от 13.03.96 Администрации города Новороссийска предоставлены денежные средства федерального бюджета на социально-экономическое
развитие инфраструктуры города. Бюджетные инвестиции получены с нарушением порядка их предоставления, поэтому согласно статье 299 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства подлежат изъятию. В части взыскания штрафа исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку свои обязательства по обеспечению перечисления денежных средств конкретным пользователям и контролю за их использованием Администрация города Новороссийска исполнила. Поскольку МУ “КУЭМИ“ не являлся получателем и пользователем бюджетных средств, в иске к нему отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением от 15.03.2000, Администрация города Новороссийска обжаловала его в кассационном порядке, полагая, что решение подлежит отмене в связи с неправильной оценкой соглашения от 13.03.96 и неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, Администрация города Новороссийска не является получателем и пользователем бюджетных средств, поскольку Министерством финансов РФ бюджетные денежные средства зачислены непосредственно на специально открытые счета предприятий, минуя бюджет города Новороссийска. Суд рассмотрел незаявленное истцом требование, так как истец не предъявлял требования о досрочном взыскании бюджетной ссуды в связи с нарушением порядка ее выделения, исковое требование заключалось во взыскании суммы ИНК и штрафа за не целевое расходование денежных средств (л.д. 2-5, т. 5). Министерство финансов РФ возражало против доводов кассационной жалобы, считая их необоснованными. По его мнению, предметом соглашения от 13.03.96 являются правоотношения по предоставлению Министерством финансов РФ Администрации города Новороссийска средств ИНК, их надлежащему использованию, возврату и уплате процентов. Иск предъявлен в связи с ненадлежащим исполнением условий соглашения от 13.03.96 в части целевого использования средств ИНК, который и должен был рассмотрен судом. В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон повторили доводы, изложенные в кассационной
жалобе и в отзыве на нее.

Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2000 по делу N А32-16997/99-42/435 подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства РФ N 188 от 28.02.96 “О предоставлении ИНК организациям, расположенным в г. Новороссийске“ предусмотрено предоставление в 1996 году организациям, расположенным в г. Новороссийске, для финансирования программ, связанных с созданием инфраструктуры Новороссийского транспортного узла международного значения, ИНК в сумме 128,9 млн. руб. (деноминированных) сроком на три года с погашением его равными долями, начиная с 1999 года в течение двух лет (л.д. 43, т. 2).

На основании указанного Постановления Министерством финансов РФ (Министерство) и Администрацией г. Новороссийска (Администрация) заключено соглашение от 13.03.96 о предоставлении Администрации г. Новороссийска ИНК, согласно которому Министерство предоставляет Администрации налоговый кредит сроком на три года в размере налога на прибыль, НДС, налога на имущество и акцизов, подлежащих уплате в федеральный бюджет, в сумме, не превышающей 128900000 руб. (деноминированных), с уплатой процентов за пользование бюджетными средствами в размере 1/4 действующей ставки Центрального банка РФ. Сумма налогового кредита направляется Администрацией на социально-экономическое развитие необходимой инфраструктуры г. Новороссийска согласно перечню организаций и объектов г. Новороссийска, которым предоставляется ИНК. Пунктами 2.1-2.3 соглашения от 13.03.96 сторонами определен порядок предоставления ИНК (л.д. 44-47, 52-55, т. 2).

Администрацией г. Новороссийска (Администрация) и унитарным муниципальным предприятием “Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Новороссийска“ (далее - УМП “УЖКХ“) заключено соглашение N 1 от 18.03.96 о кредитовании работ по развитию инфраструктуры города, согласно
которому Администрация предоставляет в 1996 УМП “УЖКХ“ полученные по ИНК денежные средства в сумме 88600000 руб. на условиях, оговоренных в соглашении от 13.03.96 (л.д. 66-74, т. 2).

Вывод о том, что соглашение между Министерством финансов РФ и Администрацией г. Новороссийска от 13.03.96 о предоставлении ИНК является соглашением о предоставлении бюджетной ссуды, сделан судом по недостаточно выясненным обстоятельствам. Суд обосновал свой вывод тем, что в силу статьи 1 Закона РФ “Об ИНК“ ИНК может предоставляться только предприятиям-налогоплательщикам, а по соглашению от 13.03.96 ИНК предоставлен органу местного самоуправления. При этом суд в нарушение статьи 431 Гражданского кодекса РФ не дал оценку пунктам 2.1-2.3 соглашения, в которых определен порядок предоставления ИНК, и приложению N 1 к соглашению от 13.03.96, в котором согласован перечень предприятий, являющихся непосредственными получателями и пользователями ИНК. Судом не выяснены обстоятельства непосредственного предоставления бюджетных средств (в материалах дела отсутствуют документы об их предоставлении), поэтому вывод суда о том, что фактически ИНК не был предоставлен, а предприятиями г. Новороссийска, в том числе и УМП “УЖКХ“, фактически получены бюджетные инвестиции, также недостаточно обоснован.

Отказывая Администрации г. Новороссийска принять платежное поручение N 151 от 14.03.2000 о перечислении в федеральный бюджет суммы 2750000 руб. в качестве доказательства возврата бюджетных средств, полученных по соглашению от 13.03.96, суд сослался на отсутствие в платежном документе указания на то, что перечисляется сумма долга, возникшая именно по полученным УМП “УЖКХ“ денежным средствам на реконструкцию воздушных электролиний. При этом суд не выяснил, а в материалах дела отсутствуют доказательства того, что предоставление, учет их использования и возврат средств федерального бюджета по соглашению от
13.03.96 ведется в Министерстве финансов РФ (Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю) по конкретным пользователям.

Таким образом, решение от 15.03.2000 принято с нарушением требований статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что привело к принятию недостаточно обоснованного судебного акта. При новом рассмотрении суду следует выяснить указанные в данном постановлении обстоятельства. Поскольку в судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства финансов РФ (Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю) указали на то, что фактически судом не рассмотрено их требование о взыскании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, суду также следует уточнить исковые требования.

Руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2000 по делу N А32-16997/99-42/435 отменить. Дело N А32-16997/99-42/435 передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Т.А.СПИРИДЕНКО

Судьи

Э.В.БОРОВОК

Л.А.ТРИФОНОВА