Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2004 N А56-11560/04 Суд, отказывая ОАО в признании незаконным бездействия ИМНС, выразившегося в отказе возвратить из бюджета суммы излишне уплаченного обществом земельного налога, указал, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление и уплата налога в бюджет, представляет собой ставку, установленную законом субъекта РФ, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, установленный соответствующим федеральным законом на текущий год.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2004 года Дело N А56-11560/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества “Запстройкомплект“ Голощапова А.Д. (доверенность от 01.03.2003) и Ивлева А.Н. (доверенность от 01.03.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Шубутинского А.В. (доверенность от 02.04.2004 N 02/9672), рассмотрев 27.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Запстройкомплект“ на постановление апелляционной инстанции от 02.07.2004 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11560/04,

УСТАНОВИЛ:

Открытое
акционерное общество “Запстройкомплект“ (далее - Общество, ОАО “Запстройкомплект“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выразившегося в отказе ОАО “Запстройкомплект“ возвратить из бюджета 1150478 руб. 26 коп. излишне уплаченного земельного налога за 2003 год и о возложении на налоговую инспекцию обязанности возвратить Обществу из бюджета указанную сумму налога.

Решением суда от 27.04.2004 требования Общества удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2004 решение суда первой инстанции отменено и требования заявителя, ОАО “Запстройкомплект“, отклонены.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, регулирующих порядок определения ставок земельного налога в 2003 году.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что Общество является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Грузовой проезд, 23, общей площадью 31826 кв.м.

В 2003 году при исчислении и уплате земельного налога Общество применяло к ставке налога - 5,285 руб., установленной Законом Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“, повышающий коэффициент “8,64“, установленный статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 30.10.2002 N 535-56 “О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год“.

Однако придя
к выводу о неправильном, в завышенном размере, исчислении за 2003 год и уплате в бюджет суммы земельного налога, ОАО “Запстройкомплект“ 30.01.2004 представило в налоговую инспекцию уточненный расчет этого налога и заявление N 09/1 о возврате из бюджета 1150478,26 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2003 год. В обоснование факта исчисления и уплаты земельного налога за 2003 год в завышенном размере Общество ссылалось на постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-п, к ставке земельного налога 5,285 руб. применило коэффициент “1,8“, установленный Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты“ (далее - Закон N 110-ФЗ).

Налоговая инспекция в письме от 12.02.04 сообщила об отказе ОАО “Запстройкомплект“ в возврате 1150478 руб. 26 коп. уплаченного за 2003 год земельного налога, заявленного как излишне уплаченный, сославшись на то, что в соответствии со статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 30.10.02 N 535-56 “О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год“ при исчислении земельного налога в 2003 году применяется коэффициент “8,64“, следовательно, расчет налога по первоначально представленной Обществом декларации является правильным.

ОАО “Запстройкомплект“, полагая, что в 2003 году следовало рассчитывать земельный налог исходя из ставки налога - 5,285 с учетом повышающего коэффициента в ином размере -
1,8, и что налоговый орган неправомерно не возвратил Обществу из бюджета 1150478 руб. 26 коп. излишне уплаченного земельного налога за 2003 год, обжаловало бездействие налогового органа в арбитражном суде, выдвинув одновременно требование возложить на налоговый орган обязанность возвратить Обществу из бюджета указанную сумму налога.

Суд первой инстанции согласился с позицией заявителя и удовлетворил заявленные ОАО “Запстройкомплект“ требования, применив норму подпункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сославшись на постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П, которым положения статьи 27 Закона N 535-56 признаны не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.

Апелляционная инстанция постановлением от 02.07.2004 оценила решение суда, признав выводы суда первой инстанции ошибочными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права, считает принятое им постановление законным и обоснованным.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

Статьей
8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ (далее - Закон о плате за землю) установлено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.

Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом “2“. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“ ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом “1,2“. Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ “Об индексации ставок земельного налога“ указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом “2“. В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации“ действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом “1,8“.

Перечисленные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ официально опубликован 30.07.2002, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент подлежит применению с 01.01.2003.

Таким образом, ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2003 году является ставка, установленная нормативным актом города Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы ОАО “Запстройкомплект“.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2004 по делу N А56-11560/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Запстройкомплект“ - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

АБАКУМОВА И.Д.