Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2000 N Ф08-530/2000-150А по делу N А25-979/99-3 Налоговым органом за допущенное административное правонарушение наложено взыскание, равное низшему пределу санкции, следовательно, истцом учтены степень вины, личность нарушителя, характер правонарушения. Снижение судом размера ответственности ниже низшего предела за допущенное правонарушение действующим законодательством не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2000 г. N Ф08-530/2000-150А

Дело N А25-979/99-3

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Бобровой В.А. и Яценко В.Н., отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по городу Черкесску на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.99 по делу N А25-979/99-3 (судья Жолудева В.Ф.), установил следующее.

Государственная налоговая инспекция по городу Черкесску обратилась в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к предпринимателю Ф.И.О. проживающей по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 6/35, о взыскании штрафа в сумме 2 387 руб. 80 коп.
за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Решением от 14.12.99 иск удовлетворен частично. С Байрамуковой А.А. в пользу ГНИ по городу Черкесску взыскано 1 193 руб. 90 коп. Решение мотивировано тем, что налоговым органом предприниматель правомерно привлечена к ответственности за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“. Вместе с тем, суд снизил размер штрафа до 1 193 руб. 90 коп., указав, что им учитывается личность предпринимателя, ее материальное положение, а также то, что она систематически и в срок уплачивает налоги и правонарушение совершено впервые. В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

Инспекция МНС РФ по городу Черкесску подала кассационную жалобу на указанное решение, которое просит отменить как незаконное, исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку при определении размера подлежащего взысканию штрафа налоговым органом учитывался характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, в результате чего на ответчика наложен штраф в размере 2 387 руб. 80 коп., что соответствует низшему пределу санкции, предусмотренной за аналогичное правонарушение. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела считает, что решение подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки торгового павильона “Продукты“, расположенного в г. Черкесске пер. Союзный, 14 и принадлежащего предпринимателю Байрамуковой А.А. по вопросу соблюдения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ составлен акт N 000759 от 07.07.99 об использовании предпринимателем неисправной контрольно-кассовой машины
при осуществлении денежных расчетов с населением.

На основании указанного акта налоговым органом принято решение от 27.07.99 о наложении на Байрамукову А.А. штрафа в размере 2 387 руб. 80 коп. за использование неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. К числу таковых относится Закон Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, согласно статье 2 которого, предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), которые в соответствии со статьей 1 указанного закона должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны использовать исправные контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4 Положения. Факт применения неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе объяснением продавца К. Ответственность предприятия за использование неисправной контрольно-кассовой машины предусмотрена пунктом 3 части первой статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.05.98 N 14-П пришел к выводу, что вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии
(дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать предусмотренные статьей 7 Закона меры административного взыскания за нарушения требований по применению контрольно-кассовых машин, равным образом относятся и к иным штрафным санкциям, предусмотренным частью первой статьи 7 Закона, в том числе абзацем 3 части первой указанной статьи. Указанным Постановлением признано не соответствующим Конституции РФ, содержащееся в абзаце втором части первой статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ положение, согласно которому предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда и указано, что впредь, до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса за совершение правонарушения, указанного в абзаце втором части первой статьи 7 Закона штраф налагается в размере, предусмотренном статьей 146.5 КоАП РСФСР.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.99 N 29-О до внесения Федеральным Собранием изменений в законодательство в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П, а также Определения штрафные санкции за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 части первой статьи 7 Закона налагаются на основе содержащейся в данной статье пропорциональной зависимости от размера штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин и должны составлять от 28,6 до 57,1 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ штрафы за нарушение требований настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением подлежат взысканию в доход
бюджета.

Налоговым органом за допущенное административное правонарушение наложено взыскание равное низшему пределу санкции, следовательно истцом учтены степень вины, личность нарушителя, характер правонарушения. Снижение судом размера ответственности ниже низшего предела за допущенное правонарушение действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, решение от 14.12.99 подлежит отмене, а исковые требования инспекции МНС РФ по городу Черкесску удовлетворению.

В соответствии со статьями 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О государственной пошлине“, с предпринимателя Байрамбуковой А.А. в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по иску в сумме 119 руб. 39 коп., по кассационной жалобе в сумме 59 руб. 69 коп.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 91, 95, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О государственной пошлине“, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.99 по делу N А25-979/99-3 отменить. Взыскать с предпринимателя Байрамуковой А.А. в доход бюджета штраф в сумме 2 387 руб. 80 коп.

Взыскать с предпринимателя Байрамуковой А.А. в доход федерального бюджета госпошлину по иску и кассационной жалобе в сумме 179 руб. 08 коп. Поручить Арбитражному суду Карачаево-Черкесской Республики выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи

В.А.БОБРОВА

В.Н.ЯЦЕНКО