Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2000 N Ф08-3125/99-849А по делу N А32-13877/99-5/296 Суммы недополученных из бюджета дотаций при реализации газа населению по фиксированным ценам не увеличивают налогооблагаемую прибыль для газореализующих предприятий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2000 г. N Ф08-3125/99-849А

Дело N А32-13877/99-5/296

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Пальцевой И.В. и Воловик Л.Н., при участии в заседании от Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому краю Артеменкова Е.Ф., ведущего специалиста по доверенности N 08-10-8-21 от 14.01.2000, ОАО “Кореновскрайгаз“, г. Кореновск, Аладина В.И., директора, паспорт IV-АГ N 600691, Коньковой Л.И., главного бухгалтера по доверенности N 27 от 17.01.2000, Горностаева Д.Л., юрисконсульта по доверенности N 26 от 17.01.2000, Имиха А.Д., представителя, доверенность в деле, рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому
краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.99 по делу N А32-13877/99-5/296 (судьи Очеретяная В.И., Дорогина Т.Н., Мантул Г.А.), установил следующее.

Открытое акционерное общество “Кореновскрайгаз“, г. Кореновск, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании недействительным Постановления Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому краю (УМНС РФ по Краснодарскому краю) от 06.09.99 N 05-02-05-37 ДСП по акту повторной выездной налоговой проверки N 05-02-03-27 ДСП от 22.07.99 в части:

- пункта 1.1 заниженного налога на прибыль - 1.334.840 руб. 28 коп.,

- пункта 1.2 пени за задержку уплаты налога на прибыль - 700 659 руб. 60 коп.,

- пункта 1.3 штрафа в размере 20% от заниженной суммы налога - 266 968 руб. 05 коп.

Решением арбитражного суда от 19.10.99 требования истца удовлетворены в полном объеме, истцу возвращена из федерального бюджета госпошлина в сумме 834 руб. 90 коп. Признавая недействительным Постановление налогового органа суд первой инстанции исходил из того, что суммы недополученных дотаций не могут быть задолженностью бюджета перед налогоплательщиком, а являются убытками предприятия, полученными от реализации газа населению по регулируемой государством цене, которые в силу статьи 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ уменьшают налогооблагаемую прибыль. В апелляционном порядке данное дело не рассматривалось.

Управление МНС РФ по Краснодарскому краю не согласившись с решением суда первой инстанции, подала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, просила решение отменить и принять новое решение об отказе в иске. Свои доводы заявитель жалобы обосновал тем, что суд неправильно применил действующее налоговое законодательство, поскольку на финансовый результат деятельности предприятия и размер налогооблагаемой прибыли
не должны влиять суммы недополученных дотаций. В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому краю подлежит отклонению, а решение Арбитражного суда Краснодарского края по данному делу следует оставить без изменения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Кореновскому району была проведена выездная налоговая проверка ОАО “Кореновскрайгаз“ за период с 01.07.96 по 01.01.98. По результатам проверки составлен акт от 22.07.99 N 05-02-03-27 ДСП и принято постановление от 06.09.99 N 05-02-05-37 ДСП о взыскании с открытого акционерного общества доначисленных налогов, в том числе оспариваемых истцом налога на прибыль в сумме 1 334 840 рублей 28 копеек, пени за задержку уплаты налога в сумме 700 659 рублей 60 копеек, 20% штрафа от заниженной суммы налога в размере 266 968 рублей 05 копеек.

Из акта проверки и постановления налоговой инспекции следует, что ОАО при определении валовой прибыли необоснованно занизило ее на сумму недополученных дотаций из бюджета на покрытие убытков, возникших у предприятия при отпуске газа населению.

Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Как следует из статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (как в первоначальной, так и в ныне действующей редакции), объектами налогообложения являются только полученные прибыль, доходы, а неполученные доходы объектами налогообложения не признаются.

Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“
предусмотрено принятие федерального закона, определяющего порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли (пункт 3 статьи 1), и установлено, что впредь до принятия такого федерального закона следует руководствоваться действующим для этих случаев порядком формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (статья 2).

Согласно пункту 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 в состав внереализационных доходов, а следовательно, непосредственно на финансовые результаты относятся, в частности, такие доходы, как присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков, другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

Письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 11.05.93 NN ВГ-6-01/173, 04-02-04 “О порядке учета при налогообложении средств, полученных из бюджета“ предусмотрено отнесение на увеличение финансовых результатов деятельности предприятия (счет 80 “Прибыли и убытки“) ассигнований из бюджета, полученных для покрытия убытков, то есть эти суммы отражаются в учете как внереализационные доходы.

Поэтому суммы недополученных истцом дотаций по отпуску населению газа по фиксированным ценам не могут включаться в налогооблагаемую прибыль истца. Так как в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 28.10.99 N 14-П выявление возможного неконституционного смысла правового регулирования, действующего в данной области осуществляется судом при определении в процессе рассмотрения конкретного дела норм, подлежащих применению, ссылка заявителя жалобы на вышеупомянутое письмо, на основании которого в налогооблагаемую прибыль истца по существу включены
суммы неполученных дотаций, является необоснованной. Поэтому кассационная жалоба Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому краю подлежит отклонению, а решение Арбитражного суда Краснодарского края по настоящему делу - оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.99 по делу N А32-13877/99-5/296 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

В.А.БОБРОВА

Судьи

И.В.ПАЛЬЦЕВА

Л.Н.ВОЛОВИК