Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.1999 N Ф08-1040/99 Автотранспортное предприятие не подтвердило фактическое количество военнослужащих, реально пользующихся бесплатным проездом в автомобильном транспорте общего пользования, и факт неисполнения МВД РФ обязанности по возмещению расходов, связанных с перевозкой военнослужащих всеми видами общественного транспорта, при выделении ему из федерального бюджета денежных средств на транспортные расходы военнослужащих.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 июня 1999 года Дело N Ф08-1040/99“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие представителей ПОПАТ, СКО ВВ МВД РФ, Министерства финансов РФ и Министерства внутренних дел РФ, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ПОПАТ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.99, установил следующее.

Производственное объединение пассажирского автотранспорта (ПОПАТ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Северо - Кавказскому округу внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (СКО ВВ МВД РФ),
Министерству финансов Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) о взыскании 5400000 руб. расходов по перевозке военнослужащих МВД РФ в общественном автотранспорте за период с 01.01.98 по 31.12.98.

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил размер иска до 4462722 руб. и отказался от иска к СКО ВВ МВД РФ и Министерству финансов Российской Федерации.

Решением от 16.03.99 в отношении СКО ВВ МВД РФ и Министерства финансов Российской Федерации производство по делу прекращено на основании пунктов 1, 6 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В иске к МВД РФ отказано на основании того, что МВД РФ не может считаться надлежащим ответчиком, так как статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение расходов, связанных с установленными законодательством льготами по провозной плате, за счет средств соответствующего бюджета. Из расчета истца не усматривается, сколько военнослужащих и каким видом транспорта фактически пользовались. Основная часть военнослужащих проходят срочную службу и не пользуются ежедневно льготным проездом.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением от 16.03.99, ПОПАТ обжаловало его в кассационном порядке, полагая, что решение принято без учета всех обстоятельств по делу и с нарушением норм материального права, регулирующих порядок возмещения расходов, связанных с льготной перевозкой военнослужащих ВВ МВД РФ, содержащихся в Законах Российской Федерации “О статусе военнослужащих“, “О федеральном бюджете на 1998 год“ и “Бюджетной классификации Российской Федерации“.

В кассационной жалобе истец просит отменить решение от 16.03.99 и принять новое решение, удовлетворив исковые требования.

СКО ВВ МВД РФ, Министерство финансов РФ и МВД РФ отзывы на кассационную жалобу не представили.

Исследовав материалы дела,
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что отношения возникли из перевозки пользующейся льготами по провозной плате категории лиц.

Согласно частям 2, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.

Согласно пунктам 1, 9 статьи 20 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих“ военнослужащие имеют право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих ВВ МВД РФ всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), возмещаются за счет МВД РФ.

В статье 26 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год“ утверждены расходы федерального бюджета на 1998 год на содержание внутренних войск МВД РФ, в том числе обеспечение личного состава, в составе которых согласно Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предусмотрены и транспортные расходы.

Из статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что расходы являются реальным ущербом, и при предъявлении требования о возмещении расходов должны быть доказаны их размер и факт нарушения обязанности.

Истцом не подтвержден расчет иска, в котором указано, что в 1998 году правом бесплатного проезда на общественном автомобильном транспорте пользовались 9000 военнослужащих соединения ВВ МВД РФ в количестве 50 поездок в месяц. В материалах дела
отсутствуют доказательства, подтверждающие фактическое количество военнослужащих, реально пользующихся бесплатным проездом в автомобильном транспорте общего пользования в количестве 50 поездок в месяц. Факт неисполнения МВД РФ обязанности по возмещению расходов, связанных с перевозкой военнослужащих всеми видами общественного транспорта, при выделении ему из федерального бюджета денежных средств на транспортные расходы военнослужащих также не доказан.

Справка командира соединения ВВ МВД РФ от 01.12.98 о том, что правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта пользуются 9000 военнослужащих соединения ВВ МВД РФ и инструкция Госкомстата России от 18.06.92 по заполнению государственной статистической отчетности по автомобильному транспорту общего пользования не могут служить таким доказательством, поскольку не содержат сведения о числе военнослужащих, совершающих конкретное количество поездок в месяц на автомобильном транспорте общего пользования. А из справки МВД РФ от 17.02.99 следует, что в 1998 году Министерством финансов РФ не выделены денежные средства на транспортные расходы личного состава ВВ МВД РФ.

Государственную пошлину по кассационной жалобе следует взыскать в доход федерального бюджета, поскольку при подаче кассационной жалобы истцу была предоставлена отсрочка ее уплаты.

На основании части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации и заявления истца Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, учитывая имущественное положение ПОПАТ, считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины по кассационной жалобе до 83 руб. 49 коп.

Руководствуясь статьями 95, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.99 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ПОПАТ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 83 руб. 49 коп. Поручить Арбитражному суду Ростовской области
выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.