Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2004 N А56-8562/04 Отказ налогового органа в возмещении обществу НДС на основании того, что последнее приобрело экспортный товар через цепочку поставщиков, в которой невозможно установить ни первоначального поставщика, ни производителя продукции, является незаконным, поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС не зависит от фактического внесения сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2004 года Дело N А56-8562/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области Никитина И.А. (доверенность от 08.01.2004 N 07-06/129), от общества с ограниченной ответственностью “Кириши-Балтик Ойл“ Карташовой А.П. (доверенность от 25.02.2004), рассмотрев 27.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области на решение от 12.03.2004 (судья Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2004 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга
Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8562/04,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Кириши-Балтик Ойл“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 09.02.2004 N 13-87 и об обязании возвратить из федерального бюджета 4999900 руб. налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года.

Решением от 12.03.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2004 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на незаконность судебных актов, просит их отменить и отказать в удовлетворении требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно решению от 09.02.2004 N 13-87 налоговая инспекция в результате проверки декларации Общества по ставке 0% за октябрь 2003 года и документов, представленных для подтверждения права на вычет, отказала в возмещении 4999900 руб. налога на добавленную стоимость.

В обоснование своих выводов налоговый орган указал, что экспортный товар приобретен через цепочку поставщиков, в которой невозможно установить ни первоначального поставщика, ни производителя продукции. При этом налоговый орган установил соответствие представленных налогоплательщиком документов требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Общество с данными решениями не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования Общества, признав недействительными решение налогового органа от 09.02.2004.

Кассационная инстанция также считает, что указанное решение не основано на нормах налогового законодательства и нарушает права заявителя.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из
бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев и производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в их возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, что подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Согласно же пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг).

Поскольку налоговая инспекция не оспаривает право Общества на применение ставки 0% за октябрь 2003 года, соответствие представленных документов требованиям пункта 1 статьи
165 НК РФ, а также факт уплаты им соответствующих сумм налога на добавленную стоимость поставщику экспортированных товаров, что и является основанием для применения ставки 0% и налоговых вычетов, суды правомерно признали решение налогового органа от 09.02.2004 N 13-87 недействительным.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, а следовательно, оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8562/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ШЕВЧЕНКО А.В.