Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.03.1999 N Ф08-282/99-67А по делу N А32-9277/98-40/147 Решение по делу об отмене признания недействительным решения налогового органа отменено, поскольку ассигнования из бюджета на покрытие убытков, допущенных предприятием при отпуске населению газа по фиксированным ценам, относятся на финансовые результаты деятельности предприятия по мере возникновения убытков. Сумма недополученной дотации по указанной операции не уменьшает налогооблагаемой прибыли предприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 1999 г. N Ф08-282/99-67А

Дело N А32-9277/98-40/147

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителей от ОАО “Курганинскрайгаз“, г. Курганинск - М., директора, И., представителя по д-ти от 02.03.99, К., главного бухгалтера по д-ти от 02.03.99, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Госналогинспекции по Курганинскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.98 по делу N А32-9277/98-40/147, установил следующее.

Открытое акционерное общество “Курганинскрайгаз“, г. Курганинск обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании недействительным пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 7.1, 7.2, 10 решения Госналогинспекции по Курганинскому району от 11.06.98.

В порядке ст. 37
Арбитражного процессуального кодекса РФ истец уточнил исковые требования и просил признать недействительными пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 7.1, 7.2 решения Госналогинспекции по Курганинскому району от 11.06.98.

В части признания пункта 10 решения ГНИ по Курганинскому району от 11.06.98 истцом заявлен отказ, который судом был принят.

Решением арбитражного суда от 09.12.98 требования истца удовлетворены, признаны недействительными пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 7.1, 7.2 решения Госналогинспекции по Курганинскому району от 11.06.98.

В части отказа от исковых требований производство по делу прекращено. Истцу возвращена из федерального бюджета госпошлина в сумме 834 руб. 90 коп.

Свое решение суд первой инстанции обосновал тем, что в акте проверки отсутствует правовое обоснование наличия налогового правонарушения, и суммы неполученных дотаций не могут рассматриваться как задолженность бюджета перед предприятием, а поэтому непокрытые убытки газоснабжающего предприятия подлежат отражению в балансе и учитываются в составе валовой прибыли как убытки. Доначисление и взыскание транспортного налога с 15.11.97 по 31.12.97 незаконно, т.к. Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2270, устанавливающий данный налог, утратил силу с 15.11.97 в соответствии с Указом Президента РФ от 15.11.97 N 1233.

В апелляционном порядке данное дело не рассматривалось. Госналогинспекция по Курганинскому району подала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа и просила решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 решения Госналогинспекции по Курганинскому району от 11.06.98, ссылаясь на то, что оно принято в нарушение норм материального права - Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, поскольку сумма недополученной дотации по указанной операции не уменьшает налогооблагаемой прибыли предприятия.

Представители налоговой инспекции в судебное заседание не явились.
Представители ОАО “Курганинскрайгаз“ считают жалобу необоснованной и просят решение суда оставить без изменения. Законность и обоснованность решения проверяется в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей ОАО “Курганинскрайгаз“ Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение Арбитражного суда Краснодарского края по данному делу подлежит отмене как принятое в нарушение норм материального права.

Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Курганинскому району в период с 20.04.98 по 29.05.98 была проведена документальная проверка ОАО “Курганинскрайгаз“ по соблюдению налогового законодательства за период с IV квартала 1996 года по 1997 год включительно. По результатам проверки составлен акт от 29.05.98 и принято решение от 11.06.98 о взыскании с ОАО “Курганинскрайгаз“ доначисленных налогов, в том числе суммы заниженной налогооблагаемой прибыли - 1063016,9 руб., 100% штрафа от этой суммы, 10% штрафа от суммы причитающегося к уплате налога и пени в общей сумме 2286430 руб., которая и оспаривается истцом в кассационном порядке.

Из акта проверки следует, что истцом было допущено занижение налога на прибыль в результате недополученных дотаций из бюджета на покрытие убытков, допущенных предприятием при отпуске газа населению в сумме 372056,1 тыс. руб.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ предприятие обязано составлять и представлять достоверную информацию о доходах и расходах по дотируемой и недотируемой продукции.

Однако в нарушение этого требования раздельный учет по дотируемой и недотируемой продукции истцом не велся. В расчете налога от фактической прибыли за 1996 и 1997 годы истцом показаны убытки за счет недополученной дотации за газ, отпущенный населению, и
не отражена прибыль от других видов деятельности: строительно-монтажных работ по газификации объектов, торгово-посреднической деятельности, изготовлению проектов.

Порядок учета ассигнований из бюджета, предназначенных для финансирования мероприятий целевого финансирования и покрытия убытков, регулируется Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в редакции Приказа Минфина РФ от 28.12.94 N 173) (счет 96 “Целевые финансирование и поступления“).

В соответствии с разделом VII вышеупомянутой Инструкции и письмом Госналогслужбы РФ от 11.05.93 N ВГ-6-01/173 ассигнования из бюджета на покрытие убытков, допущенных предприятием при отпуске населению газа по фиксированным ценам, относятся на финансовые результаты деятельности предприятия по мере возникновения убытков.

Сумма недополученной дотации по указанной операции не уменьшает налогооблагаемой прибыли предприятия.

Следовательно, истцом необоснованно отнесены убытки в части непокрытой дотациями на финансовый результат предприятия, действия налоговой инспекции о применении к истцу ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ в данном случае являются правомерными, и у суда не имелось оснований для признания пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 решения налоговой инспекции недействительным.

В части прекращения производства по делу и признания недействительным пунктов 7.1, 7.2 решения налоговой инспекции от 11.06.98 в части доначисления истцу транспортного налога решение суда принято в соответствии с нормами процессуального права и материального права, и отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца подлежит взысканию госпошлина по иску и кассационной жалобе в общей сумме 1252 руб. 35 коп.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 95, 162, 174, 175 (п. 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N
А32-9277/98-40/147 от 09.12.98 отменить в части признания недействительным пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 решения Госналогинспекции по Курганинскому району от 11.06.98.

В иске в этой части отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения. Взыскать со счета ОАО“Курганинскрайгаз“, г. Курганинск, в доход федерального бюджета РФ 1252 руб. 35 коп. госпошлины. Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.