Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.1998 N Ф08-475/98-104А Муниципальное учреждение не является учреждением системы социальной защиты населения, а потому действие Указа Президента РФ “О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней“ на него не распространяется.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 апреля 1998 года Дело N Ф08-475/98-104А“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителей Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области и муниципального учреждения “Центр расчетов и субсидий“, г. Таганрог, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Пенсионного Фонда России по Ростовской области на постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Ростовской области от 02.02.98 г. по делу N А53-10945/97-С5-5, установил следующее.
Муниципальное учреждение “Центр расчетов и субсидий“ г. Ростов - на - Дону обратилось в арбитражный суд Ростовской области с иском к Отделению Пенсионного Фонда России по Ростовской области о возврате из бюджета незаконно взысканных денежных сумм - 19035835 руб. и процентов по учетной ставке банка - 3997525 руб.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил суд:
1. Взыскать с ответчика незаконно взысканные денежные средства в сумме 19162501 руб., убытки в сумме 4024125 руб.
2. Признать недействительным акт камеральной проверки N 29230 от 17.10.97 г. на сумму 3180186 руб.
3. Взыскать с ответчика госпошлину в сумме 1027465 руб.
4. Признать МУ “ЦРиС“ учреждением системы социальной защиты населения, на которое распространяется действие Указа Президента РФ от 28.08.96 г. N 1274 “О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней“.
Уточнение судом принято.
Решением арбитражного суда от 01.12.97 г. производство по делу прекращено в части требований о признании недействительным акта камеральной проверки от 17.10.97 г. N 29230 на сумму 3180186 руб. на взыскание с МУ “ЦРиС“, а также о признании МУ “ЦРиС“ учреждением системы социальной защиты населения, на которое распространяется действие Указа Президента РФ от 28.08.96 г. N 1274 “О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней“ на основании пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части иска отказано. С истца взыскано в доход федерального бюджета РФ 1862365 руб. госпошлины.
Принимая такое решение, суд первой инстанции исходил из того, что муниципальное учреждение “Центр расчетов и субсидий“ г. Таганрога не входит в единую государственную систему социальной защиты населения, действие Указа Президента РФ от 28.08.96 г. N 1274 не распространяется. Требования в части взыскания убытков в сумме 4024125 руб. на основании ст. 395 ГК РФ подлежат отклонению, поскольку нормы этой статьи не применимы к административным отношениям. Исковые требования в части признания недействительным акта камеральной проверки и о признании МУ “ЦРиС“ учреждением системы социальной защиты населения подлежат прекращению в силу неподведомственности этого спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.98 г. решение суда первой инстанции изменено. Взыскано с Отделения Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области в пользу муниципального учреждения “Центр расчетов и субсидий“ г. Таганрога 19162 руб. 50 коп, взысканных в бесспорном порядке, и уменьшена присужденная ко взысканию госпошлина с истца в федеральный бюджет госпошлина по иску до 201 руб. 21 коп.
В остальной части решение оставлено без изменения. Свое постановление апелляционная инстанция обосновала тем, что муниципальное учреждение “Центр расчетов и субсидий“ г. Таганрога осуществляет социальную защиту населения путем предоставления льгот на оплату жилищно - коммунальных услуг. Таким образом, услуги, оказываемые истцом, являются социальными услугами, и при начислении пеней Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области должно было руководствоваться Указом Президента РФ N 1274 от 28.08.96 г.
Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области обжаловало постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Ростовской области в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, ссылаясь на то, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности, Указа Президента РФ N 1274 от 28.08.96 г. и Федерального закона N 195-ФЗ от 15.11.95 г.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу. Законность решения и постановления проверяется в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, а также выслушав представителей сторон в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Ростовской области от 02.02.98 г. подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а решение суда первой инстанции от 01.12.97 г. оставлению в силе.
Как видно из материалов дела, Отделением Пенсионного фонда РФ по Ростовской области проведена камеральная проверка своевременности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ муниципальным учреждением “Центр расчетов и субсидий“ г. Таганрога. Актом N 29230 от 17.10.97 г. установлена недоимка по страховым взносам и по ней начислена пеня в сумме 19162501 руб. Сумма недоимки и пени взыскана в бесспорном порядке с плательщика страховых взносов Отделением Пенсионного фонда РФ по Ростовской области.
Как усматривается из дела, основным вопросом данного спора является вопрос о том, применяется ли к данным правоотношениям Указ Президента РФ от 28.08.96 г. N 1274 “О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней“. Статья 1 вышеупомянутого Указа предусматривает, что действие данного Указа распространяется на учреждения науки, просвещения, здравоохранения, культуры и системы социальной защиты населения, финансируемые за счет бюджетов всех уровней.
Судом первой инстанции всесторонне исследованы учредительные документы истца, и правомерно сделан вывод о том, что муниципальное учреждение “Центр расчетов и субсидий“ г. Таганрога не может относиться к учреждениям социальной защиты населения, поскольку оно не является таковым в силу учредительных документов, характера и цели его деятельности, поскольку производит расчеты по государственным субсидиям с предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги населению и не входит в единую государственную систему органов социальной защиты населения. Следовательно, действие Указа Президента РФ N 1274 от 28.08.96 г. на учреждение истца не распространяется, а потому выводы апелляционной инстанции по данному вопросу незаконны.
В части прекращения производства по делу решение суда первой инстанции законно, так как согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ акт камеральной проверки N 29230 от 17.10.97 г. не является тем актом, который подлежит обжалованию в арбитражном суде.
Кроме того, спор в части признания МУ “ЦРиС“ г. Таганрога учреждением системы социальной защиты населения не подведомственен арбитражному суду.
Судом первой инстанции правомерно отказано истцу в иске о взыскании процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса РФ, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Основ гражданского законодательства и пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Статья 395 Гражданского кодекса РФ не предусматривает применение ее положений к отношениям, связанным с уплатой страховых взносов.
Кассационная жалоба Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области обоснованна и подлежит удовлетворению, а постановление апелляционной инстанции - отмене и оставлению в силе решения суда первой инстанции.
Учитывая, что кассационная жалоба Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области подлежит удовлетворению, с истца следует на основании статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ взыскать расходы по госпошлине по кассационной и апелляционной жалобам в сумме 1862 руб. 37 коп (в деноминированных рублях).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 95, 162, 174, 175 (пункт 6), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Ростовской области от 02.02.98 г. по делу N А53-10945/97-С5-5 отменить, решение суда первой инстанции от 01.12.97 г. оставить в силе.
Взыскать с муниципального учреждения “Центр расчетов и субсидий“ г. Таганрога в доход федерального бюджета РФ 1862 руб. 37 коп. госпошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Поручить арбитражному суду Ростовской области выдать исполнительный лист с учетом ранее выданного от 02.02.98 г.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.