Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.10.1996 N Ф08-1847-252А Ссылки истца на Закон РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ не могут быть приняты во внимание, так как действие названного Закона не распространяется на период, за который истцом внесен сбор.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 31 октября 1996 года Дело N Ф08-1847-252А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителей от Госналогинспекции по Темрюкскому району Краснодарского края и от АООТ “Агропромышленная фирма “Фанагория“, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Госналогинспекции по Темрюкскому району Краснодарского края на решение от 06.06.96 и постановление от 15.08.96 апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края, установил.

Агропромышленная фирма “Фанагория“ (Темрюкский район) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о возврате из бюджета 68409858 руб., уплаченных в бюджет как лицензионный сбор за производство и розлив
алкогольной продукции.

Решением от 06.06.96, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Госналогинспекция по Темрюкскому району просит отменить состоявшиеся судебные акты и вынести новое решение по существу спора, ссылаясь на неправомерность возврата из бюджета перечисленной налогоплательщиком суммы лицензионного сбора. При этом в жалобе приводятся следующие доводы.

Указом Президента Российской Федерации от 11.06.93 N 918 “О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции“ установлено, что производство, хранение и оптовая продажа этилового спирта осуществляется исключительно на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с порядком, установленным Советом Министров и Правительством РФ. Производство и оптовая продажа другой алкогольной продукции разрешается в установленном порядке предприятиям только при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности.

Во исполнение вышеназванного Указа Постановлением от 28.02.95 N 197 “О введении платы за выдачу лицензии на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“ установлены лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции и сбор за обследование предприятий. Суммы лицензионного сбора перечисляются в федеральный бюджет.

Законом РФ “О федеральном бюджете на 1995 год“ указанный сбор включен в источники формирования федерального бюджета на 1995 год.

Арбитражный суд, не применив перечисленной нормы, нарушил материальное право.

В отзыве на кассационную жалобу указывается на то, что Постановление Правительства N 197 от 28.02.95 по существу установило дополнительный федеральный сбор, не предусмотренный Законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ“.

В судебном заседании стороны поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Проверив законность решения и постановления, суд рассматривает названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального права, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене.

Из
материалов дела видно, что агропромышленная фирма “Фанагория“ платежным поручением от 13.06.95 N 182 добровольно перечислила в доход федерального бюджета 68409856 руб. лицензионного сбора на производство и розлив продукции по группам алкогольной продукции за май 1994 года.

В связи с приостановлением 01.08.95 Законодательный Собранием Краснодарского края действия на территории края Постановления N 197 от 28.02.95, а также вступлением в действие Закона РФ от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“, который не предусматривает названный лицензионный сбор, агрофирма просит вернуть перечисленную сумму сбора.

Удовлетворяя исковые требования, суд сослался на анализ Конституции РФ, Закон РФ “О Правительстве РФ“, Указ Президента РФ N 918 от 11.06.93, Постановление Правительства РФ N 1418 от 24.12.94, в котором предусмотрена выдача лицензий на платной основе, Постановление Правительства РФ N 197 от 28.02.95. По мнению суда, Постановление N 197 от 28.02.95 противоречит Закону РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, вынесено с превышением полномочий.

При этом судом не учтено следующее.

Указом Президента РФ от 11.06.93 N 918 “О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции“ установлено, что производство, хранение и оптовая продажа этилового спирта (за исключением спирта-сырца, получаемого попутно из отходов от основного производства) осуществляется исключительно на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с порядком, установленным Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Производство и оптовая реализация другой алкогольной продукции разрешается в установленном порядке предприятиям только при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности.

Во исполнение вышеназванного Указа Правительством РФ Постановлением от 28.02.95 N 197 “О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и
оптовую продажу алкогольной продукции“ установлены лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции и сбор за обследование предприятий.

Суммы лицензионного сбора на производство, розлив и хранение алкогольной продукции перечисляются в федеральный бюджет.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1995 год“ указанный сбор включен в источники формирования федерального бюджета на 1995 год.

Приведенный порядок введения сбора и зачисления его в бюджет не противоречит пункту 5 статьи 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ ввиду установления его законодательными актами Российской Федерации, в связи с чем сбор взимается на всей территории Российской Федерации.

Ссылки истца на Закон РФ от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ не могут быть приняты во внимание, так как действие названного Закона не распространяется на период, за который истцом внесен сбор (май 1994 г.).

Доводы о том, что из текста Указа Президента РФ от 11.06.93 N 918 и наименования Постановления Правительства РФ от 28.02.95 N 197 следует лишь введение платы за выдачу лицензии, в связи с чем неправомерно исчислять сбор от фактически розлитой алкогольной продукции, безмотивны. Из смысла названных Указа и Постановления понятно, что речь идет лишь о порядке обложения сбором, который устанавливается Советом Министров - Правительством РФ.

Необоснованна и ссылка на статью 23 Закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР“, так как в Законе РФ “О федеральном бюджете на 1995 год“, принятый Государственной Думой 15.03.95 и одобренный Советом Федерации 23.03.95, предусматривается указанный лицензионный сбор, в связи с чем несоответствие акта государственного органа закону
не имеет места.

При указанных обстоятельствах решение и постановление суда подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьями 95, 162, 174, 175 (п. 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.06.96 и постановление от 15.08.96 апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края отменить.

В иске отказать.

Взыскать с АООТ “Агропромышленная фирма “Фанагория“ (пос. Сенной Темрюкского района Краснодарского края) в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 1326148 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.